Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению и коррекции. Этот диагноз обычно ставится ребенку в раннем возрасте от 3-х до 7 лет, поэтому особенно важно не терять время и вовремя пройти коррекционный или реабилитационный курс, чтобы нарушение не превратилось в серьезную проблему и непреодолимое препятствие для посещения детского сада, обучения в общеобразовательной школе. А диагноз задержка психического развития не превратился в тяжелую Умственную отсталость, интеллектуальное недоразвитие или необучаемость (после 7 лет ребенка, если диагноз ЗПР не снят, он становится более тяжелым).

И, конечно, родителям нужно помнить, что диагноз может стоять, а может нет, но при отсутствии грамотной коррекции ребенок не сможет полноценно учиться в школе, даже если и сможет туда как-то попасть, станет объектом обидных насмешек сверстников и «вечно неуспевающим» для учителей, в результате к большому количеству интеллектуальных, эмоциональных нарушений прибавятся еще психологические проблемы, которые неизбежно приведут к психосоматическим заболеваниям, которые устранить будет куда сложнее, и в итоге ребенок всё равно не сможет учиться. Об этом нужно помнить тем родителям, кто считает, что задержка речи или общего развития ребенок сможет «перерасти», она сама «пройдет», «ещё не время» и тд.

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Существует несколько причин возникновения ЗПРР у детей:

Дети с ЗПРР конституционального происхождения характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для более младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчинятся общей дисциплине.

 

Дети с ЗПР соматогенного происхождения менее развиты в эмоциональном плане из-за каких-либо хронических заболеваний, например, порока сердца. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

Дети с задержкой психо-речевого развития психогенного происхождения страдают данным расстройством исключительно из-за неправильного воспитания. У детей с подобным отставанием бывают большие проблемы с дисциплиной,  у них отсутствуют чувство ответственности и самоконтроля, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность.

Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения страдают поражением головного мозга. У одних детей задержка проявляется в форме небольшого отставания развития, у других – в форме олигофрении. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы и зачастую кажутся своим родителям совершенно нормальными, что не совсем соответствует действительности.

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речисвязанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР  есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Нейропсихолог и дефектолог (один специалист или консилиум специалистов) проводят консультацию, на которой определяет проблему и её причины, создает индивидуальную программу коррекции для каждого ребёнка. В эту программу могут войти:

Для коррекции поведения:

Для развития двигательно-тактильной сферы:

Для развития и вызывания речи:

Для развития двигательно-тактильной сферы:

Для развития и вызывания речи:

Для развития интеллекта:

Для развития высших психических функций:

В нашем центре для каждого ребенка после диагностики консилиум специалистов составляет индивидуальный образовательно-коррекционный маршрут исходя из результатов диагностики и особенностей конкретного ребенка. У нескольких детей даже с одинаковым диагнозом могут быть разные коррекционные маршруты,  исходя из их актуального развития, целей и задач.

Диагност проводит корректировку программы два раза в месяц, еженедельно специалисты, работающие с ребенком, собираются на консилиум для внесения корректировок в программу.

Контактные телефоны

+ 7 (903) 520-03-54

+ 7 (965) 143-07-86

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия