Пособия для развитие квазипространственных представлений (о времени, частях суток и календаре)
Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:
– Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?
– Почему возникают трудности при определении времени по часам?
– Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?
– Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?
– Почему никак не может понять условие задачки?
Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка квазипространственных представлений.
Что же такое квазипространственные представления и зачем они нужны? Квазиространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
При изучении математики пространственные представления нам нужны для:
– понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);
– правильного написания цифр;
– представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.
– Понимания условий задачи.
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:
– усвоение образа буквы;
– при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:
– обуваясь, отличить правый и левый ботик;
– перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.
Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.
Время и пространство — наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных технологий, оборудования, пособий и наглядного материала для развития у детей пространственно-временных представлений.
Одна из главных и сложных задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий (событий) во времени.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Меры времени (секунда, минуга, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения следующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для познания следующих и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.