Логопедические программы для коррекции дизартрии

Нейрологопедические программы для коррекции дизартрии и анартрии

Дизартрия и анартрия – это целый ряд нарушений речевого аппарата, который обусловлен неврологическими расстройствами и характеризующийся:

  • Темпом речи ребенка;
  • Силой голоса;
  • Речь звучит нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны серьезные фонетические дефекты;
  • Наблюдается затрудненное дизритмическое дыхание;
  • Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций из-за патологического отсутствия мимики;
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Из-за спазма ребенок не может расслабить губы, скулы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются;

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она искажается, очень смазана, как будто «каша во рту».

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания, потому что:

– ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании;

– на протяжении первого года у малыша совсем мало лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет);

Комплексное нейропсихологическое обследование детей с дизартрией показывает обычно, что они имеют трудности не только с речью. У детей не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами). У них тяжело ставится рука для письма.

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, ему это очень трудно дается, просто не под силу. Дети с дизартрией тяжело воспринимают ритм музыки, со стороны кажется, что они неуклюжие и неловкие.

Возникновению дизартрии способствуют такие факторы как:

  • Гипоксия – легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов;
  • При резус-конфликтной беременности;
  • Недоношенности;
  • Асфиксии;
  • Травмах при родах;
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы);
  • Гнойный отит;
  • Токсикоз при вынашивании;
  • Физиологические заболевания мамы, особенно в первый триместр;

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве;
  • Гидроцефалия;
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий;
  • Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

Не выявленная и не откорректированная вовремя проблема провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции.

Очень важно провести грамотную коррекцию дизартрии в раннем дошкольном возрасте до 5-6 лет, иначе у ребенка начнутся трудности с правописанием, почерком, а в дальнейшем и с чтением, произойдет искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и проблемы с грамматикой.

Ребенок при дизартрии не всегда может корректно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия и дизорфография.

Лечение и коррекция данного нарушения требует комплексного подхода. Ни в коем случае не может быть терапии в домашних условиях.

Нужно помнить, что данная проблема имеет неврологический и нейропсихологический характер –  ни родители, ни даже логопед не справятся самостоятельно.

Началу коррекционной работы в обязательном порядке должно предшествовать комплексное диагностическое обследование. Обследование должно обязательно включать аппаратный блок.

Кроме работы с внешними проявлениями, которую обычно осуществляет логопед, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна неврологическая и нейропсихологическая работа иначе, «подчистив» видимые проявления устной речи, в 7-8-9 лет всё вернется снова в усиленном виде уже в форме проблем с чтением и письмом.

Поэтому без нейропсихологической коррекции, выстроенной по специальной программе для детей с дизартрией здесь не обойтись. Но обязательно нужно помнить, что грамотная нейропсихологическая коррекция должна строиться по индивидуальному сценарию, который прописывается строго на основании актуального статуса конкретного ребенка и его нейростатуса, а не по шаблонной классической программе, проводимой для профилактики любых неврологических нарушений. Только комплексное аппаратное обследование позволит это сделать и составить программу не по шаблону, а для конкретного ребенка в терапевтических целях.

Для логопедической части работы – терапия сертифицированным логопедическим массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в том числе в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС.

Стертая дизартрия – это первичная стадия заболевания, когда симптомы и признаки еще не выражены очень явно, а заключительный диагноз невролог может поставить по достижению ребенком возраста 4,5 и даже 5,5 лет. Дотянув до этого возраста, невролог разведет руками и отправит вас «куда-нибудь к логопеду» решать эту проблему самостоятельно.

Помните об этом!!! Если не затягивать и не ждать «у моря погоды» можно легко и быстро решить проблему. Помните, чем раньше Вы начнете серьезную грамотную корректную работу – тем быстрее она решится! Быстрее означает легче для ребенка, меньше по времени и по затраченным усилиям. И не придется «лечить» ребенка годами.

Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.  Поэтому работа по коррекции дизартрии  должна ОБЯЗАТЕЛЬНО включать нейрокоррекционную часть программу, продуманную и выстроенную под конкретного ребенка.

Комплексный подход важен в получении положительного результата.

При грамотной работе, начатой с 2.5 -3 лет и включающей в себя нейрокоррекционный блок, логопедическую часть и  сенсорно интегративную работу для развития мелкой моторики и праксиса, дети прекрасно излечиваются от дизартрии и приступают к обучению в общеобразовательных школах к семи годам, им не нужно ждать 8-9 лет, чтобы пойти в школу или что ещё хуже обучаться в специализированных коррекционных школах.

Занятия по коррекции дизартрии должны быть направлены на преодоление нарушений произносительной стороны речи, вызванной недостаточной иннервацией речевого аппарата на фоне поражений отделов мозга. Логопедические занятия по коррекции дизартрии обязательно должны проводиться поэтапно на фоне нейропсихологической коррекции. А иначе устраняя только видимые симптомы, проблему не решить. Коррекционная работа при дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис по программе «Коррекции дизартрии»;
  • обязательный сертифицированный логопедический точечный и зондовый массаж;
  • логопедическую работу с гарнитурой Forbrain (артикуляционную и дыхательную гимнастику, постановку правильного произнесения звуков, голоса, регуляцию речевого дыхания, расширение словаря, развитие грамматического строя речи и фонематического слуха, формирование слоговой структуры, коррекцию или предупреждение нарушений письменной речи);
  • сенсорную интеграцию;
  • ритмотерапию;
  • нейроакустическую стимуляцию по программе IN Time;
  • нейродвигательную программу с кинезиотерапевтическими компонентами;

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

—  более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием, Специальными программами и пособиями, с уникальным Оснащением.

Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, дизартрией, нарушениями восприятия и поведения.

Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации при дизартрии.

Проявление симптомов дизартрии нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи.

С помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами комплекснойаппаратной нейропсихологической диагностики.

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Для коррекции дизартриии – это очень важная и необходимая коррекционная методика.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.

Эти тренировки обязательно должны назначаться детям с дизартрией, нарушениями  устной и письменной речи.

Обязательным и результативным является включение в нейрологопедичекую работу  по коррекции дизартрии:

Программу Сенсорной Интеграции;

Программу Interactive Metronom (IM);

Программу Сенсорной стимуляции;

Программу арт-терапии и акваанимации;

Программу с Интерактивным Лучом (OMI Beam);

Программу  Свето- и Ритмотерапии;

Программу развития межполушарных связей;

Программу с Интерактивными симуляторами и полом (OMI Floor);

Программу с кинезиотерапевтической программой брэйнфитнеса;

Программу с расширенной программы мозжечковой стиуляции;

Программу БОС видеобиоуправления «Timocco»;

Программу БОС Play Attention;

Программу БОС Brain Wave;

Программу БОС Leap Motion;

Программу БОС логотренажер;

Программу в нейролабиринте;

Программу в спелеотерапевтической пещере;

Программу логобатут;

Программу в нейродинамическом парке;

Программу на нейродроме;

Программу в нейросетке.

Работа «по старинке» за столом и с книжкой затягивает время работы по коррекции дизартрии в 3-4 раза, ребенок быстро утомляется, занимается без удовольствия, у него навсегда отбивается желание к когнитивной деятельности.

Только рано начатая, системная, интенсивная, наполненная современными методами и подходами нейрологопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большая опасность устранять не причины проблемы, а лишь внешние проявления.

Нужно обязательно иметь в виду (!!!), что медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия