Пособия для обучения грамоте (чтению и письму)
Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности ребенка вообще и в учебе, в частности.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является готовность детей к овладению способами систематического обучения. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.
Чтение – это база для развития письменной речи;
– раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок запоминает графический образ лексемы) ;
– чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание, концентрацию;
– в процессе чтения происходит познание окружающего.
И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут – в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.
Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у ребенка и у специалиста. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Лучше сначала решить вопросы с произношением, помочь малышу развить фонематический слух.
Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной.
Современные дети не хотят читать еще в силу того, что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая, надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, – заставлять работать собственное воображение.
Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.
Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:
— Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Но, чтобы играть специалисту необходим арсенал качественных, методически грамотных игр и пособий. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!
!!! Это сможет поддерживать интерес к чтению, будет помогать фантазировать. Хорошие правильные игры помогают воображению создавать образы.
— Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к нейропсихологу и логопеду.
— Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно нужно сочетать учебные упражнения за столом с подвижными нейроупражнениями.
— Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый не создал правильные условия для детской учебной деятельности.
— Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. По-этому любая учебная деятельность обязательно должна быть в ИГРОВОЙ ФОРМЕ.