Аутизм — патология, проявляющаяся нарушением социальной адаптации, речевого и психического развития у детей. Возрастом ранней диагностики считаются первые 12 месяцев жизни малыша. Своевременное выявление заболевания повышает шансы на успешное лечение аутизма у детей. Диагноз «аутизм» всегда звучит угрожающе. Узнав об уникальности своего ребенка, каждый родитель...
Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация) Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от "колючего" свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он...
Дискалькулия (трудности с математикой) Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами. Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство. Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в...
Cиндром Дауна Вовсе не болезнь, а совокупность симптомов, обусловленная генетической аномалией, создает особых жителей нашей планеты – улыбчивых, ласковых и жизнерадостных, а потому «солнечных» – деток с синдромом Дауна. Синдром Дауна является врожденным по причине генетических нарушения в клетках организма (в 21-й паре хромосом оказывается...
Органическое поражение мозга у детей Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения. Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга. Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так...
Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей...
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) – поведенческое и эмоционально-волевое расстройство, в результате которого ребенок испытывает сложности концентрации внимания, усидчивости, удержания одной или нескольких инструкций, часто «пропускает всё мимо ушей», неуспешен при освоении школьной программы. Такие дети не могут долго усидеть на одном...
Школьная «неуспешность» Школьный период сам по себе достаточно непростой: постоянно изменяющиеся условия, разные учителя, большая нагрузка, стрессы… Достаточно критичными являются периоды смены ведущей деятельности и кардинальных изменений режима дня ребенка в первом классе, при переходе в среднюю школу и в подростковом возрасте. Эти обстоятельства и...
Левшество Ваш малыш делает первые попытки нарисовать что-либо и берет карандаш в левую руку… Уважаемые родители, не паникуйте и не старайтесь переложить пишущий предмет в другую ручку малыша!!! И даже, если это повторяется снова и снова, знайте, вовсе не Вы, а мозг ребенка «определяет» ведущую...
Нарушение внимания и концентрации Довольно часто мы слышим от родителей, что ребенок невнимательный, неусидчивый, пассивный, не в состоянии выучить стихотворение, выполнить элементарную просьбу и т.д. Такие же замечания в дальнейшем подтверждаются словами педагогов в школе. В дошкольном возрасте ребенок не может больше нескольких минут слушать сказку,...
Нарушения памяти у детей Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно...
Недоразвитие мозолистого тела головного мозга (нарушение межполушарного взаимодействия) Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного...
Моторные нарушения (неуклюжесть, неуверенная походка, хождение "на цыпочках", пирамидная недостаточность, нарушение координации и баланса, плохой почерк) Эти проблемы актуальны для детей, которые в младенческом возрасте гораздо позже других начали садиться, ползать, ходить. С возрастом движения остались неуклюжими: не может поймать мяч, научиться кататься на велосипеде,...
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с раннего детства у малышей будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в детстве болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные...
Тики и навязчивые движения Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.). Чаще всего в литературе используется термин «нервные тики», но не все виды тиков, возникающие в организме...
Низкая нейродинамика, высокая утомляемость, истощаемость Школа — один из важнейших социальных институтов в жизни ребенка. Отводя в школу, каждый родитель обязательно наставляет: «Учись хорошо, будь отличником!» Всем папам и мамам хочется, чтобы их ребенок был успешен, чувствовал себя комфортно на уроках, хорошо взаимодействовал и коммуницировал...
Энурез, энкопрез Недержание мочи и кала у ребенка – это достаточно деликатная, но требующая обязательного и безотлагательного решения проблема, которая может быть как в детском, так и подростковом, и даже зрелом возрасте человека. Если вовремя не выяснить причины и не устранить их, данная проблема может...
Первые общие симптомы речевых нарушений у детей могут фиксироваться в достаточно раннем возрасте, обычно в 1.5- 2 года, когда ребенок начинает учиться овладевать языком. В этот период об аномалии речевого развития свидетельствует полное или частичное отсутствие словесных средств общения, замена слов жестами или мимикой, звукоподражания...
Брадилалия (медленный темп речи) Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно паталогически медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии правильной коррекции, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Поэтому нельзя игнорировать и «тянуть»...
Дизартрия Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, именно поэтому речь не членораздельна и не внятна. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы. Органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем...
Дислалия (нарушения звукопроизношения) Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Обязательно...
Дизорфография (сложности в написании без ошибок) Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Дизорфография – это нарушение, которое очень...
Понятие дислексии подразумевает неспособность к нормальному овладению процессом чтения. Дислексические нарушения диагностируются ещё в дошкольном возрасте, когда дети только начинают учиться читать. Дислексики испытывают затруднение в распознавании букв, складывании их в слоги и слова, правильном произношении, а также адекватном осмыслении прочитанного. При этом необязательно, чтобы...
Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи) Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и...
ОНР (общее недоразвитие речи) Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия...
Тахилалия (ускоренный темп речи) Тахилалия - нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии: - значительно ускорен темп речи и общей моторики; - отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», - наличествуют искажения слогов и слов, - замечены нарушения письма и чтения. Ребенок с тахилалией должен...
Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР) Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению и коррекции. Этот диагноз обычно ставится ребенку в раннем...
Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Нейрологопедические...