Пособия для развития навыков общения, коммуникации, социализации и взаимодействия
Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков взаимодействия, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?
Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, иногда оно даже важнее, чем учебные навыки. Очень важно научить ребенка, например, умению заводить дружбу или справляться с отказом, правильно настаивать на своем, идти на компромис. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.
Навыки взаимодействия, которые необходимо знать всем детям и приобретая которые мы облегчаем жизнь себе и своим детям в будущем:
слушать других;
следовать инструкциям;
следовать правилам;
не обращать внимания на отвлекающие факторы;
обращаться за помощью;
говорить по очереди;
ладить с окружающими;
сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
быть ответственным за свое поведение;
делать приятное другим людям.
Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.
Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку взаимодействия можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.
Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение ):
– у ребенка нет одного-двух близких друзей.
– ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
– не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
– ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
– не может инициировать или поддерживать разговор.
– говорит громче, чем большинство детей.
– ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.
В этих случаях, родителям следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.
И ещё, не надо путать ассоциальность и сссертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.