Психолого-коммуникативные занятия (индивидуальные, в диадах, триадах)
Главной целью нашей приоритетной программы «Развитие Одаренности от внутриутробного периода до школы» является воспитание УСПЕШНОЙ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ, обладающей целым спектром умений, навыков и возможностей в современном мире для того, чтобы быть ЛУЧШЕЙ.
Помимо развития интеллектуальных, творческих, математических, логических и тд. способностей, специалисты нашего центра считают необходимым развитие коммуникативных компетенций, т.к. в будущем наши воспитанники станут управленцами, лидерами, флагманы в выбранных ими областях, навык коммуникации необходим для достижения поставленных целей.
Неумение выстроить диалог, правильно расставить приоритеты, суметь привлечь внимание, добиться своей цели, обратить в свою пользу сказанное и сделанное, найти союзников и обезвредить противников – может серьезно навредить Лидеру.
Поэтому развитию навыков коммуникации в своей программу «Развития Одаренности» мы уделяем большое значение.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
– развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
– развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
– развивать навыки ситуативно-делового общения;
– развивать связную диалогическую и монологическую речь.
– формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
– обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
– развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
– развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
В нашу программу развития коммуникативных навыков мы включаем – умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической.
Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками.
Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать, извлекать опыт из проигрыша для последующего выигрыша.
В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
Необходима, конечно, и специально созданная речевая среда: коммуникативные тренинги, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.;
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба и УСПЕШНОСТЬ.