Дефектологические занятия для детей РАС, ЗПР, СДВГ с элементами АВА терапии для развития коммуникации и взаимодействия, коррекции нежелательного поведения

Так или иначе, но практически все родители, имеющие малыша с аутичными чертами, находят на просторах интернета это загадочное словосочетание – АБА-терапия. Applied Behavior Analysis, что в переводе означает Прикладной Анализ Поведения.

Хотелось бы обратить внимание на то, что у Прикладного Анализа Поведения, безусловно, очень много преимуществ. Но нельзя забывать, что как и в любом подходе, программе или методике нужно четко понимать что, зачем и когда стоит использовать. Определить это могут только профессионалы, специалисты с высшим психологическим или дефектологическим образованием. Коррекционная работа с ребёнком ЗПР, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом должна обязательно выстраиваться исходя из особенностей конкретного ребёнка, его характера, поведения и т.д. И нет одной единственной панацеи для всех. И ABA – это тоже не панацея для всех детей с аутичным спектром.

Определить все особенности конкретного ребёнка можно только после обследования врача невролога и грамотной диагностики нейропсихолога, логопеда-дефектолога.

Прежде, чем начинать любую коррекционную работу, выстраивать индивидуальный маршрут необходимо пройти диагностическое обследование. Только после этого выстраивается и структурируется процесс коррекционной работы, расписываются этапы, со своими целями и задачами, подбирается методика работы для каждого этапа.  Вполне возможно, что на каждом этапе будут свои приемы и методы. Так на первом самом тяжелом этапе ABA – нет равных, потому что эта методика помогает развить навыки взаимодействия и сотрудничества, которые очень важны и  помогут в дальнейшем значительно ускорить процесс обучения, независимо от того будут ли применяться методы ABA-терапии.

Ребёнок со временем сам перерастёт методы ABA-терапии и начнёт сотрудничать с разными людьми без специальной системы. А процесс дальнейшего обучения и развития будет осуществляться специалистами, основываясь на других методиках, более подходящих для целей нового этапа.

НЕЛЬЗЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ просто ОПАСНО огульно, следуя моде, бросаться в ту или иную методику, не разобравшись, не проведя диагностики, не выявив особенности конкретного ребёнка, не поставив четких целей. Так несколько лет назад было модно следовать методике Марии Монтессори, сейчас ABA. Очень часто такой модой пользуются мошенники от образования. Таким непрофессионализмом наносится колоссальный вред детям, затягивается драгоценное время, а сами родители теряют надежду на полноценную социально адаптированную жизнь своих детей.

Настоящие профессионалы знают, что грамотная коррекционная работа с детьми всегда наряду с новыми методами, программами и методиками включает классические приемы,  и обязательно Инновационное Оборудование и Самое современное Образовательное пространство. И для каждого ребенка выстраивается свой, сугубо индивидуальный образовательный или коррекционный маршрут.

ABA-терапия – это научный подход, с помощью которого специалист определяет взаимосвязь между поведением и различными стимулами окружающей среды. И с помощью практических методов, меняя стимулы, изменяет поведение ребёнка.

ABA-терапия достаточно эффективна, но только при грамотном использовании,  потому что обучение происходит на индивидуальной основе, так как все дети с аутизмом разные, у каждого свои характерные черты и нарушения. И если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем просто словами, отругать или дать таблетку.

С помощью этого метода можно:

  • исключить истерики дома и в общественных местах;
  • уменьшить проявления агрессии и аутоагрессии;
  • сформировать бытовые навыки и навыки гигиены;
  • научить ребёнка проявлять свои интересы;
  • подготовить к учебному и игровому процессу

Для построения эффективной ABA программы необходимо, прежде всего, провести оценку первоначальных навыков ребенка. С помощью тестирования можно определить:

– на развитии каких навыков должна быть сосредоточена обучающая программа;

– с какого уровня сложности следует начинать обучение необходимого навыка;

– какие преграды затрудняют учебный процесс (отсутствие сотрудничества, эхолалия, сложности с обобщением);

– какой вид альтернативной коммуникативной системы наиболее подойдет ребенку;

– какие специфические обучающие методы наиболее подойдут ребенку (обучение отдельными блоками, случайное обучение);

– какого вида обучающая среда является наиболее подходящей (занятия индивидуально или  в маленькой группе, интеграция в большую группу).

Для обучения детей с аутизмом часто применяют программу раннего интенсивного вмешательства. Программа предусматривает обучение всем видам навыков: коммуникативным, игровым, навыкам имитации, речевым, учебным. Один из основных принципов ABA – обучение социально значимым навыкам, поэтому терапия предусматривает работу не только за столом, но и обучение в натуральной среде. На начальном этапе обучения ребенок должен научиться сотрудничать и приобрести базовые навыки учебного поведения. В дальнейшем работа ведется над навыками, выбранными как цель для обучения в индивидуальной программе. Основной целью обучения является развитие учебного поведения в мере, достаточной для интеграции ребенка в обществе и общее улучшение качества жизни аутичного ребенка и его семьи.

Поведение аутичного ребёнка зачастую кажется непредсказуемым и странным. Он может часами проводить время, погружённый в свои стереотипии, проявлять агрессию или панический страх в совершенно безобидных ситуациях и самое главное полностью отказываться от какого-либо сотрудничества.

Многих родителей это расстраивает, так как они хотят как можно быстрее наверстать задержку в развитии ребёнка и давать ему академические навыки, начиная с первых занятий.

ABA терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. ABA терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, навыки гигиены, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий, ребенку с расстройствами аутичного спектра, специалист центра  дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

В арсенале ABA терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих коррекцию аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую).

Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее.

Вопрос, какая программа более эффективна в коррекции аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный.

Конечная цель ABA терапии – дать ребенку с аутизмом инструменты для освоения окружающего мира самостоятельно.

Поведенческая терапия для аутистов является действенной. По результатам основателя методики ABA Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал ABA, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы коррекции аутизма имеют и существенный минус: чтобы, домашняя программа ABA принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр  за помощью специалистов.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» применяются хорошо зарекомендовавшие себя методы коррекции аутизма, такие как: аба-терапия, нейрокоррекция, сенсорная интеграция, дефектологическая а также различные виды творческой терапии (арт-терапия, игро-терапия, музыкальная студия). Ведь для того чтобы раскрыть, зачастую, немалый потенциал аутичного ребёнка, необходимы усилия многих специалистов.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя, развитие эмоционально-волевой, речевой, когнитивной, социальной и личной сферы. Программа включает в себя не только план занятий, проводимых специалистом, но и рекомендации родителям, позволяющие создать обучающую среду в повседневной жизни. В каждое занятие, проводимое по любой программе, специалисты нашего центра интегрируют огромное количество специального Инновационного оборудования и Уникальное Образовательное пространство. Именно такой подход позволяет удерживать внимание ребенка на протяжении 60 минут и более. Малыш не устает, а занятие всегда проходит результативно.

Все специалисты, работающие в центре, имеют высшее образование дефектолога, специального или клинического психолога, а также сертифицированы по соответствующим направлениям. По мере освоения ребёнком программы проводятся повторные тестирования и, в случае необходимости, выполняется коррекция обучающей программы. Большинство наших специалистов более двадцати лет занимаются обучением, развитием и коррекцией малышей с аутизмом, ЗПР, синдромом Дауна и умственной отсталостью, и Мы настаиваем на том, что нет единой «пилюли», которая помогала бы всем и всегда при любых обстоятельствах. Скорее это попытки не совсем профессиональных специалистов, прошедших двух-трех месячные курсы по той или иной «новой» методике объявить её некой панацеей. На самом деле, истина, в том, что к каждому ребёнку должен подбираться свой арсенал программ, методов и приемов исходя из большого опыта, хорошего образования, новых технологий, современного оборудования и проверенных методик.

Только тогда будет настоящий, устойчивый результат!!!

Используемое оборудование

Темная сенсорная комната

Сенсорная комната – незаменимое средство в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

Гигантская интерактивная песочница

Гигантская интерактивная песочница – уникальная возможность для релаксационных занятий для детей с тиками, страхами, логоневрозом, запинками в речи, тревожностью.

Световые песочные столы

Создание песочных картин – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.

Оборудование для песочной терапии

Занятия в Юнгианской песочнице помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки.

Интерактивная доска Smart

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Мобильные интерактивные тумбы

Для развивающих и коррекционных занятий с детьми Интерактивная тумба – незаменимый обучающий современный инструмент.

Интерактивный пол Omi Floor

Интерактивный пол Omi Floor – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

БОС видеоуправления Timocco

Развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением Тимоссо – это двигательной-визуальная программа, разработанная специалистами из Израиля для детей с особыми образовательными и развивающими потребностями.

Свето-звуковые панели “для развития речи”

Светозвуковые панели предназначены для интерактивных игр, зрительной и звуковой стимуляции, выработки причинно-следственных связей и логопедической работы по вызыванию речи.

Оборудование для социальной адаптации

Основная цель ролевой детской игры – воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ.

Развивающее Монтессори пространство

Занятия в Монтессори среде позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время.

18000 развивающих и обучающих игр

В арсенале наших специалистов игрушки только лучших и признанных мировых брендов и производителей – Learning Resources, Hape, EDX, Grimms, Miniland, Educo, Beleduc, Rolf, Djeco, Weplay и другие.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия