Монтессори среда (или Светлая сенсорная комната)
Ребенку необходима особая подготовленная развивающая среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Зоны Монтессори выстроены таким образом, чтобы ребенок имел возможность гармонично развиваться во всех направлениях исходя из сензитивных периодов развития.
Зоны Монтессори
1. Зона бытовой деятельности – это зона реальной жизни. Тут ребенок учится совершать жизненно необходимые действия: чистить, мыть, одеваться, вырезать и пр. Во время занятия тренируется внимание, развивается моторика.
2. Зона сенсорного развития. Тут дети учатся различать предметы по разным характеристикам: размеру, весу, высоте, форме. Первоначально им приходится делать соотношение визуально, выделяя характерные особенности. А также развитие обоняния, осязания, слуха, зрения, тактильных ощущений.
3. Зона упражнений с водой. Тренируются навыки пользования водой: переливание ее из разных емкостей и разными способами: ложками, с помощью губок, банками. Также допускается возможность доставать предметы из таза с водой. Преимущественно в этом процессе задействованы шарики и пуговки.
4. Зона для развития мелкой моторики. Тут есть различные материалы, для пальчиковой тренировки: шнуровки, бусины, вкладыши и т.д. С ними производятся простые, но полезные действия: завязывание-развязывание, наматывание-разматывание, закручивание-раскручивание, выжимание и пр.
5. Зона продуктивной ИЗО-деятельности. Рисование разными методами: пальчиками, кистями, мелками и пр. Здесь не стоит задача освоить технику рисования в привычном понимании, главное – художественно прожить образ. Ребенок сам выбирает материалы и способы передачи.
6. Зона речевого развития. Здесь у детей есть возможность расширить свой словарный запас, развить фонематический слух, они постепенно готовятся к овладеванию письмом, осваивая печатные и письменные буквы посредством подвижного алфавита. Звуки произносятся как стоя, так и в движении.
7. Зона космоса для активизации умственного развития и создания целостной картины мира с пособиями, направленными на постижение основ языка, математики, ботаники, анатомии, географии и других наук.
8. Зона для развития координации, тренировки вестибулярного аппарата, мышц и ловкости движений.
Занятия в группах ``Раннего развития`` в нашем центре также проходит только в СЕНСОРНОЙ СРЕДЕ.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того,
во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;
во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;
в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта.
Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что “в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний”. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а так же психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.
Монтессори среда представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интелекта (мышления, речи) малыша.
Занятия в Монтессори среде позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на органы чувств и анализатор, а восприятие становится более активным.
Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Заниматься в Монтессори среде и Темной сенсорной комнате с малышом можно начинать с 6 месяцев.
Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия.
Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Следующим этапом развития являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека лазерных дисков с различными записями.
Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).
Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 2-3 занятия (в зависимости от возраста и уровня развития детей). Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям.
После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.
Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе.