Коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр
Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются в нашем центре только на основании результатов специальной (нейропсихологом или дефектологом) диагностики актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.
Соотношение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком и разработать оптимальную программу занятий. Обследование проводится индивидуально в игровой форме.
В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и т.д. В беседе с родителями дефектолог собирает анамнез: особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.
На основании вышеперечисленных данных составляется индивидуальная коррекционная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка и цели, которые ставят специалисты.
Наши специалисты используют в своей работе уникальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области дефектологии, логопедии, специальной и социальной психологии, нейропсихологии.
Для работы в арсенале специалистов есть всё необходимое – более 18.000 развивающих, обучающих игр, сенсорная комната, Монтессори среда, зал социальной адаптации и сюжетно-ролевых игр, “мокрая” зона.
Все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.
В нашем центре для помощи малышам от 1 года, нуждающихся в индивидуальном особом подходе для решения проблем и коррекции нарушений создано большое количество комплексных программ – занятия с дефектологом, речевым терапевтом и психологом, поведенческим терапевтом, социальным и специальным психологом, реабилитологом, нейропсихологом.
Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный образовательный маршрут и программа занятий, задействуется целый ряд специалистов, которые участвуют в процессе реабилитации, коррекции и развития. Наши специалисты работают в тесной связи с родителями. При необходимости привлекаются для консультации неврологов, детских психиатров.
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» разработаны уникальные комплексные программы для решения различных проблем и нарушений:
- для коррекции поведения;
- для развития коммуникации и социального взаимодействия;
- для коррекции психо-эмоционального состояния;
- для развития двигательно-тактильной сферы;
- для развития и вызывания речи;
- для развития интеллекта и общих представлений;
- для развития высших психических функций;
Так для развития коммуникации и социального взаимодействия очень важной программой для детей с ЗПР, задержкой интеллектуального развития, аутичным спектром, для малышей с нарушениями эмоциональной сферы являются Коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.
Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.
Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Ребенка с нарушениями коммуникации и эмоциональной сферы нужно учить находить социально адекватный выход, потому что сам он его не найдет и не сможет «подсмотреть».
Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно-ролевой игры: ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Мало того: если дети приняли особого ребенка в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего, последует незамедлительно, травматична для ребенка с особенностями.
Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.
Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре.
Чтобы помочь ребенку, специалист должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из жизни в игре.
Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.
К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в наибольшей степени. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти. Невозможно объяснить детям все особенности ситуации и научить правильно вести себя по отношению к необычному сверстнику. А непосредственная реакция кого-то из детей может оказаться слишком сильным эмоциональным испытанием для аутичного ребенка, а в некоторых случаях станет травмирующей.
Для чего же это нужно и почему так важно? В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни. А чтобы особый ребёнок комфортно и уверенно чувствовал себя в социуме ему необходимы сюжетно-ролевые игры, в которых он научится, что за товары в магазине нужно платить, что градусник нужен для измерения температуры болеющего и многому другому.
Мир особого малыша -мир радости и страхов, но в нём нет парикмахера, нет денег, нет строителей и врачей. Даже больше, иногда в этом мире нет родителей. Но мир существует! «Я пинаю ногой дверь и она стучит. Я кричу и появляется всё, что мне нужно.» Примерно на этом и строится мир аутёнка. Но это вовсе не значит, что его нельзя научить жить в нашем мире!
Можно и нужно, а лучшая помощница в этом-сюжетно-ролевая игра!