Психокоррекционные занятия по программе сюжетно-ролевых игр и социально-бытовой адаптации (как часть программы коррекции РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем коммуникации и взаимодействия)

Коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр

Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются в нашем центре только на основании результатов специальной (нейропсихологом или дефектологом) диагностики актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.

Соотношение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком и разработать оптимальную программу занятий. Обследование проводится индивидуально в игровой форме.
В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и т.д. В беседе с родителями дефектолог собирает анамнез: особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.

На основании вышеперечисленных данных составляется индивидуальная коррекционная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка и цели, которые ставят специалисты.

Наши специалисты используют в своей работе уникальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области дефектологии, логопедии, специальной и социальной психологии,   нейропсихологии.

Для работы в арсенале специалистов есть всё необходимое – более 18.000 развивающих, обучающих игр, сенсорная комната, Монтессори среда, зал социальной адаптации и сюжетно-ролевых игр, “мокрая” зона.

Все эти самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов. 

В нашем центре для помощи малышам от 1 года, нуждающихся в индивидуальном особом подходе для решения проблем и коррекции нарушений создано большое количество комплексных программ – занятия с дефектологом, речевым терапевтом и психологом, поведенческим терапевтом, социальным и специальным психологом, реабилитологом, нейропсихологом.

Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный образовательный маршрут и программа занятий, задействуется целый ряд специалистов, которые участвуют в процессе реабилитации, коррекции и развития. Наши специалисты работают в тесной связи с родителями. При необходимости привлекаются для консультации неврологов, детских психиатров.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» разработаны уникальные комплексные программы для решения различных проблем и нарушений:

  1. для коррекции поведения;
  2. для развития коммуникации и социального взаимодействия;
  3. для коррекции психо-эмоционального состояния;
  4. для развития двигательно-тактильной сферы;
  5. для развития и вызывания речи;
  6. для развития интеллекта и общих представлений;
  7. для развития высших психических функций;

Так для развития коммуникации и социального взаимодействия очень важной программой для детей с ЗПР, задержкой интеллектуального развития, аутичным спектром, для малышей с нарушениями эмоциональной сферы являются Коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком.  Ребенка с нарушениями коммуникации и эмоциональной сферы нужно учить находить социально адекватный выход, потому что сам он его не найдет и не сможет «подсмотреть».

Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно-ролевой игры: ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Мало того: если дети приняли особого ребенка в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего, последует незамедлительно, травматична для ребенка с особенностями.

Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.

Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре.

Чтобы помочь ребенку, специалист должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из жизни в игре.

Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

К сожалению, процесс общения со сверстниками нарушен у аутичных детей в наибольшей степени. А поскольку реакции детей в ходе игры непосредственны и возникают спонтанно, взрослый может влиять на ход игры лишь отчасти. Невозможно объяснить детям все особенности ситуации и научить правильно вести себя по отношению к необычному сверстнику. А непосредственная реакция кого-то из детей может оказаться слишком сильным эмоциональным испытанием для аутичного ребенка, а в некоторых случаях станет травмирующей.

Для чего же это нужно и почему так важно? В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни. А чтобы особый ребёнок комфортно и уверенно чувствовал себя в социуме ему необходимы сюжетно-ролевые игры, в которых он научится, что за товары в магазине нужно платить, что градусник нужен для измерения температуры болеющего и многому другому.

Мир особого малыша -мир радости и страхов, но в нём нет парикмахера, нет денег, нет строителей и врачей. Даже больше, иногда в этом мире нет родителей. Но мир существует! «Я пинаю ногой дверь и она стучит. Я кричу и появляется всё, что мне нужно.» Примерно на этом и строится мир аутёнка. Но это вовсе не значит, что его нельзя научить жить в нашем мире!

Можно и нужно, а лучшая помощница в этом-сюжетно-ролевая игра!

Используемое оборудование

Оборудование для Свето- и Цветотерапии

Одним из методов, позволяющих сохранить психическое здоровье дошкольников, является свето- и цветотерапия.

Интерактивная доска Smart

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Интерактивные проекционные системы

Использование интерактивного стола для детей позволяет создать большое количество коммуникативных упражнений, которые можно использовать на любом этапе занятия.

Интерактивный пол Omi Floor

Интерактивный пол Omi Floor – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Интерактивный луч Omi Beam

OMI BEAM – это новое эффективное средство в области развития и реабилитации. OMI BEAM – преобразует движения в музыку и изображение.

Оборудование для социальной адаптации

Основная цель ролевой детской игры – воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ.

Развивающее Монтессори пространство

Занятия в Монтессори среде позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время.

18000 развивающих и обучающих игр

В арсенале наших специалистов игрушки только лучших и признанных мировых брендов и производителей – Learning Resources, Hape, EDX, Grimms, Miniland, Educo, Beleduc, Rolf, Djeco, Weplay и другие.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия