Тики и навязчивые движения

Тики и навязчивые движения

Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.).

Чаще всего в литературе используется термин «нервные тики», но не все виды тиков, возникающие в организме ребенка, являются причиной невроза, в основном это нарушение работы головного мозга, которое может проявляться в возрасте от трех до десяти лет.

Тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.

В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:

  • мышечный тонус;
  • позу;
  • мимику;
  • глобальные двигательные акты.

Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение. Нервная система не справляется с нагрузкой.

Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:

  • моргание,
  • выдергивание волос,
  • подергивание губ или глаз;
  • обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
  • частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
  • щелканье пальцами;
  • скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
  • ребенок дует на ладони;
  • монотонное раскачивание
  • частые взмахи конечностями;
  • выдергивание волос;
  • накручивание волос на палец;
  • монотонное расчесывание

Ребенок испытывает большое напряжение из-за спазмов и, как результат, сильную физическую усталость, переутомление.

Игнорировать данное отклонение или ждать, что ребенок «перерастет», избавится от  вредной привычки, ни в коем случае нельзя, так как симптомы заболевание могут «затихнуть» на определенный период, а потом с новой силой возникнуть в более взрослом возрасте и с другой симптоматикой!

Опытные специалисты нашего Центра (нейропсихолог, арттерапевт, поведенческий терапевт) готовы провести комплексную диагностику (аппаратную и безаппаратную) и составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с целью выявления и устранения психологических, неврологических или же нейропсихологических причин возникновения тиков.

Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются  3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • Внутриутробных инфекций:
  • Острой гипоксии в родах:
  • Родовых травм.
  • Приема лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.

Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.

А также низкая физическая активность ребенка.

Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:

  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • частые соматические болезни.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

 Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.

Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.

При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:

  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства;
  • организовать больше движений и физической активности;
  • арттерапевтическая деятельность, музыкальная терапия,  нейрокоррекционные занятия оказывают благоприятное воздействие;

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Очень часто тики и навязчивые движения – это лишь надводная часть айсберга, которая заметна невооруженным глазом, а проблемы кроются глубже. И если пытаться устранить проявления (т.е.) тик, проблема ( неуспешности, конфликтов, стресса, перенапряжения, низкой нейродинамики, отсутствия навыков коммуникации, школьная «неуспешность») могут усугубиться, а сигнал SOS для окружающих и родителей стать громче и сильнее – перерасти в энурез, логоневроз, энкопрез. Поэтому игнорировать или пытаться решить проблему навязчивых движений замалчиванием, замечаниями, одергиваниями может привезти к ещё большему усилению и усложнению проблемы.

Полностью оградить вашего ребенка от стрессов путем снижения его психоэмоционального напряжения только на бытовом уровне невозможно, т.к. неподконтрольными для вас остаются другие сферы социального взаимодействия ребенка. Более того создание «ватно-розовой» обстановки для ребенка может привести к ещё более серьезным последствиям – ребенок в социуме будет себя чувствовать очень тревожно – так как уровень требований «дома» и вне дома будет очень различаться – это повод для большого стресса, любое мало-мальское развенчание «розовости» может стать ударом – громкие голоса, строгие замечания, слово «нет и нельзя». Чтобы этого не произошло родителям нужно помнить, что ребенок с самого раннего возраста должен быть адаптирован к социуму (для этого не обязательно ходить в детский сад, и проводить большое количество времени на детской площадке), но требования и реакции взрослых на ребенка должны быть адекватными, нельзя «сюсюкать», всё позволять, вседозволенность дома приводит к самым жесточайшим стрессам в обществе.

Поэтому единственно верное решение – это «дорастить» мозг ребенка и нервную систему для адекватного восприятия социума – повышенного тона взрослых, крика других детей, слез, драк, падений.

Что же  делать, как «забыть» про тики, сделать жизнь ребенка комфортной, общение и коммуникацию с детьми и взрослыми радостным?

Опытные специалисты нашего Центра (нейропсихолог, арттерапевт, поведенческий терапевт) готовы провести комплексную диагностику (аппаратную и безаппаратную) и составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с целью выявления и устранения психологических, неврологических или же нейропсихологических причин возникновения тиков. За 10 лет нашей работы через руки специалистов прошли сотни детей с тиками, навязчивыми движениями и сочетанными нарушениями. Если вовремя начинать решать проблему, успех неизбежен.

Нашими специалистами разработаны следующие Коррекционные безмедикаментозные программы, успешно решающие проблему данных нарушений:

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Психолого-коммуникативные занятия (как часть программы коррекции эмоциональных и коммуникативных нарушений, проблем взаимодействия)

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Музыкально-ритмическая терапия с интегрированной программой Rhythm&Music и Opti Music (как часть программы коррекции ЗПРР, логоневроза, тиков, навязчивых движений, энуреза)

Эти занятия являются неотъемлемой частью коррекционной программы по развитию навыков коммуникации, взаимодействия, самоконтроля для детей с нарушениями эмоциональной сферы, особенностями в развитии.

Психокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии в спелеотерапевтической пещере и изотермической зоне (как часть программы коррекции навязчивых движений, тиков, заикания, логоневрозов, эмоциональных нарушений)

В нашем центре существует огромный арсенал оборудования для реализации различных целей арт-терапевтической коррекционной работы.

Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)

В основу метода Томатиса легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Томатис, григорианские песнопения, вальсы.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Нейропсихологическая коррекция с интеграцией Инновационного оборудования  развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия