Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.).
Чаще всего в литературе используется термин «нервные тики», но не все виды тиков, возникающие в организме ребенка, являются причиной невроза, в основном это нарушение работы головного мозга, которое может проявляться в возрасте от трех до десяти лет.
Тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение. Нервная система не справляется с нагрузкой.
Ребенок испытывает большое напряжение из-за спазмов и, как результат, сильную физическую усталость, переутомление.
Игнорировать данное отклонение или ждать, что ребенок «перерастет», избавится от вредной привычки, ни в коем случае нельзя, так как симптомы заболевание могут «затихнуть» на определенный период, а потом с новой силой возникнуть в более взрослом возрасте и с другой симптоматикой!
Опытные специалисты нашего Центра (нейропсихолог, арттерапевт, поведенческий терапевт) готовы провести комплексную диагностику (аппаратную и безаппаратную) и составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с целью выявления и устранения психологических, неврологических или же нейропсихологических причин возникновения тиков.
Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:
Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.
Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Очень часто тики и навязчивые движения – это лишь надводная часть айсберга, которая заметна невооруженным глазом, а проблемы кроются глубже. И если пытаться устранить проявления (т.е.) тик, проблема ( неуспешности, конфликтов, стресса, перенапряжения, низкой нейродинамики, отсутствия навыков коммуникации, школьная «неуспешность») могут усугубиться, а сигнал SOS для окружающих и родителей стать громче и сильнее – перерасти в энурез, логоневроз, энкопрез. Поэтому игнорировать или пытаться решить проблему навязчивых движений замалчиванием, замечаниями, одергиваниями может привезти к ещё большему усилению и усложнению проблемы.
Полностью оградить вашего ребенка от стрессов путем снижения его психоэмоционального напряжения только на бытовом уровне невозможно, т.к. неподконтрольными для вас остаются другие сферы социального взаимодействия ребенка. Более того создание «ватно-розовой» обстановки для ребенка может привести к ещё более серьезным последствиям – ребенок в социуме будет себя чувствовать очень тревожно – так как уровень требований «дома» и вне дома будет очень различаться – это повод для большого стресса, любое мало-мальское развенчание «розовости» может стать ударом – громкие голоса, строгие замечания, слово «нет и нельзя». Чтобы этого не произошло родителям нужно помнить, что ребенок с самого раннего возраста должен быть адаптирован к социуму (для этого не обязательно ходить в детский сад, и проводить большое количество времени на детской площадке), но требования и реакции взрослых на ребенка должны быть адекватными, нельзя «сюсюкать», всё позволять, вседозволенность дома приводит к самым жесточайшим стрессам в обществе.
Поэтому единственно верное решение – это «дорастить» мозг ребенка и нервную систему для адекватного восприятия социума – повышенного тона взрослых, крика других детей, слез, драк, падений.
Что же делать, как «забыть» про тики, сделать жизнь ребенка комфортной, общение и коммуникацию с детьми и взрослыми радостным?
Опытные специалисты нашего Центра (нейропсихолог, арттерапевт, поведенческий терапевт) готовы провести комплексную диагностику (аппаратную и безаппаратную) и составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка с целью выявления и устранения психологических, неврологических или же нейропсихологических причин возникновения тиков. За 10 лет нашей работы через руки специалистов прошли сотни детей с тиками, навязчивыми движениями и сочетанными нарушениями. Если вовремя начинать решать проблему, успех неизбежен.
Нейропсихологическая коррекция с интеграцией Инновационного оборудования развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.