Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)
Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.
Особенно эффективной «комната-доктор» показала себя в случае коррекции аутичных черт – врачи отмечают явный прогресс в развитии и обучении малышей с этим нарушением.
Впрочем, аутизм – это не единственное нарушение, где сенсорная комната является одним из важнейших инструментов терапии, коррекции и развития – это и ДЦП, ЗПР, и все виды алалий, речевых нарушений, СДВГ, гиперактивность, запинки в речи, логоневроз, тики, навязчивые движения, невротические и психосоматические нарушения.
Сенсорная комната – прекрасный инструмент в руках логопедов, дефектологов, нейропсихологов, ритмотерапевтов, поведенческих и телесноориентированных терапевтов, речевых и арттерапевтов.
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов.
Сначала они использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширяя диапозон возможностей использования СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.
Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.
Настоящая СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – это окружение, которое состоит из множества различного рода СТИМУЛЯТОРОВ.
К ним относятся проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, запахов и звуков, тактильные дорожки и панели, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы.
Все это оборудование просто необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, в этих условиях прекрасно развивается регулирование процессов возбуждения и торможения.
Сенсорная комната – незаменимое оборудование для полноценной работы психологов, дефектологов, нейропсихологов, реабилитологов, и является мощным инструментом сенсорного, познавательного, эмоционального и творческого развития.
В темной мультисенсорной комнате для ребенка достаточно 5-10 минут интегрированного коррекционного занятия с дефектологом, речевым терапевтом или нейропсихологом для того, чтобы ребенок пошел на контакт.
Разнообразное интерактивное оборудование для аудио и визуальных эффектов зарекомендовало себя как очень действенная техника при работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями – гиперактивностью, нарушением внимания, расстройствами коммуникации и взаимодействия, проблемами памяти, внимания, концентрации, нарушениями баланса и координации.
Каждый элемент сенсорной комнаты применяется для решения определенных целей и задач и несет свою терапевтическую функцию.
Например, воздушно-пузырьковая колонна нужна для корректировки зрительно-моторной координации; фиброоптическое волокно (оно совершенно безопасно) можно перебирать, держать и обнимать также как средство расслабления и улучшения концентрации и внимания.
Массирующий и расслабляющий интерактивно-световой бассейн стимулирует тактильную чувствительность, это один из самых популярных у врачей и необходимых видов сенсорного оборудования.
С помощью интерактивного пола проводятся занятия с детьми для тренировки точности движений и увеличения их диапазона, развития внимания и скорости реакции на внешние сенсорные раздражители.
Еще один очень эффективный вид сенсорного оборудования – интерактивный луч (omni beem).
Интерактивный луч способствует улучшению общей подвижности, ощущения положения тела в пространстве, осанки, походки и рисунка ходьбы (и в общем корректирует вестибулярный аппарат), он развивает мелкую моторику и устраняет непроизвольные движения, раскрывает способности к импровизации, творчеству и общению, концентрирует внимание ребенка.
Педагоги и психологи применяют луч для развития абстрактного мышления, скорости реакции, улучшения памяти и воображения через звук и движение, стимулирования владения собственным телом и понимания последовательности звуковых и зрительных символов.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:
– стимулирование сенсорного развития детей;
– компенсация сенсорных впечатлений;
– создание положительного эмоционального фона;
– преодоление нарушений в эмоционально – волевой сфере;
– возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
– коррекция нарушений высших корковых функций;
– развитие общей и мелкой моторики;
– коррекция двигательных нарушений;
– снятие эмоционального и мышечного напряжения;
– корректировка психоэмоционального состояния;
– расширение кругозора ребёнка;
– составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов;
– фиксирование и управление вниманием.
Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на органы чувств и анализатор, а восприятие становится более активным.
Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Заниматься в тёмной сенсорной комнате с ребенком можно начинать с 6 месяцев.
Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия.
Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Следующим этапом развития являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека лазерных дисков с различными записями.
Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).
Нейрокоррекционные занятия с большим успехом проходят в нашем центре в сенсорной среде.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, а с помощью интерактивных песочниц снимаются страхи, тревожность, депрессии.
Наши логопеды работают в сенсорной комнате для коррекции заикания, логоневрозов (различной природы), запинок в речи.
Наши дефектологи используют сенсорную комнату при работе с детьми с диагнозами ЗПР, ЗРР, УО, алалия.
В сенсорной комнате проходят занятия по сенсорной интеграции.
Устойчивые и быстрые результаты показывают занятия в сенсорной комнате с малышами (от 6 мес.) с эмоционально-коммуникативными проблемами, РДА, синдромом Аспергера, ЗПР, поведенческими нарушениями.