Логопедические программы для коррекции ОНР (общего недоразвития речи)

Логопедические программы для коррекции ОНР (общего недоразвития речи) в Нейрологопедическом центре «Выше радуги».

ОНР –  это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия вербальной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОНР выявляется во время логопедического или нейрологопедического  обследования. Но для того, чтобы исключить более тяжелые нарушения необходимо провести комплексное нейропсихологическое аппаратное обследование, потому что ОНР имеет много отдельных сходных черт с дизартрией, дислалией, ЗРР, ЗПР, но пути решения этих проблем абсолютно разные.  И только грамотное комплексное нейрообследование может выявить скрытые черты того или иного нарушения, а не основываться лишь на внешних проявлениях. Очень важно знать правильный диагноз, чтобы составить точный и результативный коррекционный маршрут и в итоге  не потерять такое ценное время и как следствие, деньги.

Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения.

Нужно помнить, что если вовремя не провести грамотную коррекционную работу, то глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии, дизорфографии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонетическое недоразвитие речи» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может быть сопряженным нарушением при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

ОНР может наблюдаться у детей:

  • В неосложненной форме (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дисфункций, незрелостью эмоционально-волевой сферы)
  • В осложненной форме (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами)
  • В виде грубого недоразвития речи(у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития– «безречевые дети»; речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития– начальные элементы речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Очень важно!!! При обнаружении самых первых проблем с речью у малыша провести комплексное нейрологопедическое обследование. включающее в себя аппаратное нейрообследование, логопедическое обследование, обследование высших психических функций и межполушарных связей. В результате специалисты определяют психическое, неврологическое и соматическое состояние ребенка. К диагностированию проблемы подключается не только логопед, но и нейропсихолог, и дефектолог.

На основе полученных результатов обследования назначается нейрологопедический комплекс, который качественно и результативно возможно реализовать только в серьезном, хорошо оборудованном центре.

Нужно помнить, что для дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуются ещё целым букетом нейропроблем, которые, если вовремя неоткорректировать, могут принести своему обладателю много осложнений – проблемы в школе, потому что такие малыши отличаются рассеянным вниманием и нарушениями концентрации, дисграфией, дислексией, дизорфографией, гипеактивностью, СДВГ.

Частые причины появления ОНР у детей это:

– внутриутробная гипоксия;

– родовые травмы;

– асфиксия;

– черепно-мозговые травмы;

– частые инфекции,

– хронические заболевания;

– неблагоприятная речевая среда,

– дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для большинства детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна – «каша во рту».

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

На основании клинических наблюдений были отмечены особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

Очень важно как можно раньше с ребенком провести обследование не только звуковой стороны речи, строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха, звуковому анализу и синтезу, но и высших психических функций, проприоцептивной функции, возможностей мозга к извлечению и переработке информации от различных сенсорных систем – слуха, зрения, моторики, вестибулярного аппарата,  т.е. комплексное нейродиагностическое  аппаратное обследование.

Коррекционная работа при ОНР должна быть дифференцированной в зависимости от уровня речевого развития.

При ОНР1 важно развивать понимание обращенной речи, «вызывание» речи и активизация неречевых процессов – внимания, восприятия, мышления, памяти.

При ОНР 2 уровня специалисты ведут работу над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических особенностей, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению чтения и письма.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки, остановка руки к письму и первичные навыки чтения и письма.

Но нужно помнить, что грамотная результативная программа по коррекции ОНР любого уровня должна включать в себя:

  • Арт-терапевтические занятия;
  • Сказкотерапевтическую программу;
  • Нейроакустическую индивидуальную программу по Методу Томатис;
  • Светотерапевтические занятия;
  • Занятия по программе ритмотерапии;
  • Занятия по программе пескотерапии в Спелеотерапевтической пещере;
  • Программу дефектологических занятий в Монтессори пространстве;
  • Нейроакустическую стимуляцию по методу IN Time;
  • Программу музыкальной терапии;
  • Занятия по программе Сенсорной Интеграции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с расширенной программой мозжечков стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой сенсорной стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой Интерактивный Метроном;
  • Нейропсихологическую стимуляцию с интегрированной программой OMI Beam;
  • Нейропсихологическую стимуляцию с интегрированной программой OMI FLOOR;
  • Нейродинамическую коррекцию с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса;
  • Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания

Интеграция всех этих программ на разных этапах коррекционной работы общего недоразвития речи дает возможность получения УСТОЙЧИВОГО КАЧЕСТВЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА!!! Программа, насыщенная и интенсивная позволит решить проблему однажды и больше не возвращаться к ней, что сэкономит время, нервы и, в итоге, деньги,  а также не допустить новых проблем – с чтением и письмом. Такой современный подход привлекателен для ребенка и совсем не похож на логопедическую работу «по-старинки» за столом со скучными картинками.

Будьте бдительны и не попадитесь на уловки логопедов «из прошлого», которые отобьют желание ребенка навсегда посещать логопеда скучными, монотонными, однообразными заданиями, а проблема при этом будет усугубляться и тянуться очень и очень долго, прирастая всё новыми и новыми осложнениями. Только серьезный профессиональный центр может интегрировать в коррекционную работу качественное инновационное оборудование и современные методики и подходы:

1. Более 18000 современных развивающих, обучающих и коррекционных пособий;
2. Пособия для развития мелкой моторики;
3. Пособия для развития навыков общения, коммуникации, социализации и взаимодействия
4. Пособия для дефектолого-коррекционной работы
5. Пособия для сенсорного развития
6. Пособия для обучения грамоте (чтению и письму)
7. Логопедические пособия по развитию фонематического слуха, словаря и связной речи
8. Мобильные интерактивные тумбы
9. Диагностическое оборудование
10. Ритмотерапевтическое и нейроакустическое оборудование
11. Тактильное и массажное оборудование для сенсорной стимуляции
12. Межполушарные нейростимуляторы
13. Эластичный чулок Кислинг
14. Оборудование для логопедического массажа
15. Интерактивная система Opti Muzic
16. БОС логотренажер
17. Свето-звуковые панели “для развития речи”
18. Интерактивные проекционные системы
19. Столы для акваанимации
20. Оборудование для песочной терапии
21. Оборудование для сенсорной интеграции
22. Оборудование для Свето- и Цветотерапии
23. Сертифицированное оборудование для нейроакустической коррекции по Методу Томатис
24. БОС миотренажер
25. Оборудование для расширенной программы мозжечковой стимуляции (более 15 различных платформ и мозжечковых досок)
26. Гарнитура с костной проводимостью Forbrain
27. БОС для развития активного внимания Play Attention
28. Программно аппаратный комплекс Interactive Metronom
29. Оборудование для Нейроакустической стимуляции In Time
30. БОС видеоуправления Timocco
31. Интерактивный луч Omi Beam
32. Интерактивный пол Omi Floor
33. Световые песочные столы
34. Гигантская интерактивная песочница
35. Оборудование для “мокрой” арт-терапевтической зоны
36. Темная сенсорная комната
37. Нейростимуляторы и нейротренажеры
38. БОС VR брейн симулятор (нейротренажер)
39. БОС Brain Wave (интерактивный нейротренажер)
40. БОС Нейроплатформа Баланс Постурограф
41. Темная и Светлая сенсорные комнаты
42. НейроЛогопедический кабинет
43. Ритмотерапевтический кабинет
44. Кабинет сертифицированного логопедического массажа

Коррекционная работа по преодолению ОНР – длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-х – 3.5 лет) и иметь системную комплексную форму. Должна вестись не только логопедическая работа по коррекции внешних проявлений, но и нейрокоррекционная и дефектологическая работа для коррекции скрытых нейропроблем, которые лежат в основе ОНР и могут стать причиной более тяжелых нарушений – дизартрии, ЗПР, ЗРР, а в последствии дисграфии, дизорфографии, дислексии.

Так для обучения грамоте детей с ОНР первоочередной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, фонематического слуха, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Есть целый ряд речевых нарушений (ОНР, дизартрия, некоторые виды дислалии, алалии) у детей, которые невозможно решить без профессионального сертифицированного логопедического массажа. Работа логопеда в этих случаях будет неоправданно затянута и безрезультатна, а у ребенка будет потеряно время, которое в последствие будет очень трудно наверстать.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «ВЫше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия