Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами.
Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.
Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.
Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.
Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия ментальной математикой с самого раннего возраста с 3.5-4 лет.
К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:
Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.
Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.
Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:
Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.
При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу для проведения комплексного обследования.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.
Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.
Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах и правильно организовать коррекционную работу.
Нейропсихолог на основании диагностики (тестов и показания приборов) во время консультации, которая в обязательном порядке проходит после, дает родителям рекомендации, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в обучении, развитии или общении и прописывает индивидуальную программу нейропсихологической коррекции с интеграцией разных типов Инновационного обрудования.
Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:
Коррекция дискалькулии проводится нейропсихологами.
Терапия проводится при помощи специальноразработанной нейропсихологической программы занятий с интегрированным Инновационным оборудованием.
Комплекс специально разработанных упражнений способствует формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.
Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи.
Эта программа разработана Петром Фреером для NASA и успешно используется в течение 25 лет. С помощью этой методики астронавты готовятся к работе в различных условиях.
Play Attention помогает приобрести навыки, необходимые для успешного обучения и развития, и показана детям и взрослым с проблемами, связанными с нарушением внимания.
Взаимодействие с ритмичной музыкой inTime стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени.
Тренинг inTime предполагает прослушивание музыкальный модулей. Нейроакустическая коррекция сочетает в себе два важных для развития мозга аспекта: стимуляцию звуками определенных частот и стимуляцию с помощью ритма.
Нейроакустическая коррекция по Методу IN Time в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» интегрирована в программу нейропсихологической коррекции, телесноориентированной терапии и кинезиологических упражнений развития головного мозга.
Нейропсихологическая коррекция и специальная программа для коррекции дискалькулии проводятся в игровой форме и направлены на развитие высших психических функций, моторики, баланса, координации.
И кроме того нейропсихологи обучают детей сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно, чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.
Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе математическими терминами.
Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.
Детям может быть рекомендована вспомогательная терапия для нормализации мозгового кровообращения и активизации нервной деятельности.
Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией в школе у учителей ведет к получению многократного негативного опыта у ребенка в школе. У младшего школьника развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения. Именно поэтому лечение этого тяжелого нарушения должно начинаться как можно раньше, нельзя ждать, надеяться, что «пройдет» само, такая позиция может стать причиной глубоких психических травм и огромного стресса. Ведь неспособность к счету сопровождается слабой способностью к обучению. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни.