ОНР (общее недоразвитие речи I II III IV степени)

ОНР (общее недоразвитие речи)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

ОНР выявляется в ходе специального нейрологопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии .

ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляются:

внутриутробная гипоксия,

 – резус-конфликт,

 – родовые травмы,

 – асфиксия.

А в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания.

Неблагоприятная речевая среда, игнорирование нарушений у ребенка,  дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Но самое опасное в этом нарушение то, что вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дети начинают отставать от сверстников по общему, интеллектуальному развитию.  Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Именно поэтому есть несколько этапов коррекции ОНР с различными целями. Каждый из этих этапов имеет свою цель в рамках общей программы реабилитации ОНР. Но чтобы иметь устойчивый результат коррекции ОНР без последствий, которые могут плохо сказаться на обучении чтению и письму ребенка в школе необходимо интегрировать в программу :

  1. Нейропсихологическую коррекцию;
  2. Сертифицированный профессиональный логопедический массаж;
  3. Нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис по программе коррекции ОНР и ФФНР.

Одним из основных этапов коррекции ОНР является нейропсихологическое обследование и коррекция.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый,  потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

—  более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, целей и задач коррекции,  и прописывается специалистом строго индивидуально для каждого ребенка на основе нейропсихологической диагностики и аппаратного обследования приборами.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности развития или общения, нарушения речи, и недоразвития высших психических функций – памяти, восприятия, мышления, внимания, моторики!

Есть целый ряд речевых нарушений (ОНР, дизартрия, некоторые виды дислалии, алалии) у детей, которые невозможно решить без профессионального сертифицированного логопедического массажа. Работа логопеда в этих случаях будет неоправданно затянута и безрезультатна, а у ребенка будет потеряно время, которое в последствие будет очень трудно наверстать.

Специалисты центра проводят специальный логопедический массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в формировании речи и произнесении звуков. В нейроЛогопедическом центре «ВЫше радуги» проводится зондовый, ручной, смешанный и массаж с зондозаменителями.

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, ОНР, ЗРР.

Трудности, которые испытывает ребенок при воспроизведении определенных звуков могут быть вызваны нарушением тонуса артикуляционных мышц – мускулатуры языка, губ, мягкого неба. Если эти мышцы неразвиты или недостаточно иннервируются, ребенок будет произносить звуки неправильно и испытывать от этого дискомфорт, который впоследствии приведет к грубым ошибкам на письме и чтении, т.к. фонематический слух у ребенка также нарушается. Проблемы с недостаточным тонусом или развитием мускулатуры речевого аппарата могут быть вызваны различными нарушениями кровообращения, имеющими врожденный или приобретенный характер и неврологическую природу.

В процессе массажа стимулируется и нервная система ребенка, массаж вызывает соответствующие рефлекторные реакции, мобилизующие ресурсы организма.

Но нужно помнить, что логопедический массаж только в интеграции с грамотной логопедической работой специалиста, продуманной и специально подобранной программой дает качественный и устойчивый результат.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» специалисты кроме традиционных постановочных, массажных и универсальных зондов используют в своей работе вибромассажеров Z-Vibe®, DnZ-Vibe®, Z-Grabber™, ARK Animal Menagerie.

Принцип работы Z-Vibe состоит в  воздействии на (язык, внутреннюю и наружнюю поверхность щек, лба, щеки, подбородка) человека колебаниями высокой частоты.
Позволяет очень эффективно растягивать «уздечку».
А также поддерживать язык, массировать ложбинку языка для помощи в постановке звука С и многое другое.
Данный массажер позволяет «поставить» звук Р человеку в течении 1 занятия.
Логопедический электромассажер Z-Vibe по признанию многих логопедов является лучшим в мире оборудованием для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционых мышц человека к специальным занятиям.

Данный электромассажер, при правильном  и постоянном логопедическом массаже, позволяет сократить время, затраченное на коррекцию речи ребенка минимум в 3-5 раз по сравнению с традиционными массажными зондами.

Опытный диагност продумывает программу коррекции и массажа для каждого ребенка.

Логопедическая работа, проведенная по единому алгоритму всем детям может привести к серьезной потере времени, к закреплению неверных стереотипов, которые будет очень сложно исправлять, на это потребуется много сил и времени и к затягиванию времени коррекции.

Метод Томатис – это ещё один важный метод коррекции общего недоразвития речи (ОНР).

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух.

Область применения метода А.Томатиса у детей очень обширна и включает в себя терапевтические программы для детей в возрасте от 24 месяцев до 12 лет.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.

В случае, если занятия с логопедом не приносят заметного результата, нужно обязательно пройти нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис. Слуховая стимуляция улучшает восприятие звуков и ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.

Эти тренировки назначаются детям с нарушениями  устной и письменной речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями функции равновесия.

У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи. Часто ребёнок не усваивает информацию из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной. А проблема заключена в том, что мозг ребёнка не воспринимает речь (взрослого) на фоне окружающего шума (в классе, в быту).

Также есть дети, которые способны воспринимать информацию преимущественно правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если же ребёнок слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а только потом в левое. На это уходит больше времени. Кроме того по пути звуки искажаются, особенно звуки высоких частот. Это ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯЕТ ПОНИМАНИЕ УСЛЫШАННОГО.

С помощью аудиовокальных тренировок, которые через воздушную(ухо) и костную (скелет) проводимость воздействуют на мозг можно воздействовать на аудиторную систему мозга. Это ведет к улучшению способности к восприятию информации, а значит к обучению, развитию внимания, коммуникативных способностей, способности к чтению, пониманию услышанного, помогает мозгу лучше обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых почти непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова.

При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова.

Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.

При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.

В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

У детей с ОНР обязательно нужно провести нейропсихологическое обследование для  диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.

Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • активизация самостоятельной речевой активности детей;
  • развитие неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).

При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над:

  • развитием речевой активности;
  • развитие понимания речи,
  • лексико-грамматических средств языка,
  • фразовой речи
  • уточнение звукопроизношения
  • вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится: развитие связной речи,

совершенствование лексико-грамматической стороны речи,

закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия.

На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения.

Для этого необходимо совершенствовать и закреплять:

  • произносительные умения,
  • фонематические процессы,
  • лексико-грамматическую сторону речи,
  • развернутую фразовую речь;
  • развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет).

Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Коррекционные программы:

Логопедические программы в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»

Логопедические занятия в нашем центре – это система, направленная на коррекцию нарушений всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической, прагматической.

Логопедический массаж

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, и некоторыми другими расстройствами речи.

Логопедические занятия для “запуска” и развития речи с гарнитурой Forbrain

FORBRAIN® (Для мозга) – это специальные наушники, позволяющие тренировать обработку мозгом слуховой информации.

Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)

В основу метода Томатиса легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Томатис, григорианские песнопения, вальсы.

Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ

Этот метод – настоящий прорыв в терапии и неврологии. Суть его – это гармонизация работы головного мозга.

Комплексное диагностическое обследование (аппаратное, безаппаратное и консультация специалистов)

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихолог проводит безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное обследование.

Нейропсихологические программы коррекции для дошкольников с интеграцией более 10 видов БОС, образовательными VR симуляторами (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, решения проблем гиперактивности, СДВГ, поведенческих нарушений)

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий.

Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции (как часть программы коррекции моторных и поведенческих нарушений, агенезии мозолистого тела, ММД, левшества, алалии, ЗПР)

Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” .

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти

Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)

ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR ( как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)

OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Дефектологические программы с интеграцией БОС для вызывания и развития речи (как часть программы коррекции РАС, ЗПРР, алалии, ЗРР, дизартрии, ОНР)

В нашем центре дефектологи и нейропсихологи проводят комплексную коррекцию по развитию речи, грамматического строя, слоговой структуры, представлений об окружающем мире, расширяют общий кругозор ребенка.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия