Дизартрия

Дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, именно поэтому речь не членораздельна и не внятна. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

Органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии являются:

– токсикозы беременности,

гипоксия плода,

резус-конфликт,

– хронические соматические заболевания матери,

– патологическое течение родов,

– родовые травмы,

– асфиксия при рождении,

– желтуха новорожденных,

– недоношенность.

В раннем возрасте малышей поражение ЦНС и дизартрия у ребенка могут развиться после перенесенных нейроинфекций , тяжелых интоксикаций.

В основе неврологической классификации дизартрии различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений.

Нарушение артикуляционной моторики у детей с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии происходят искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется нейропсихологом и логопедом.  Очень важно провести диагностическое нейропсихологическое обследование, электроэнцефалографию,  МРТ головного мозга.

Занятия по коррекции дизартрии должны быть направлены на преодоление нарушений произносительной стороны речи, вызванной недостаточной иннервацией речевого аппарата на фоне поражений отделов мозга. Логопедические занятия по коррекции дизартрии обязательно должны проводиться поэтапно на фоне нейропсихологической коррекции. А иначе устраняя только видимые симптомы, проблему не решить. Коррекционная работа при дизартрии включает:

  •  нейропсихологическую коррекцию;
  • Нейроакустическую стимуляцию по программе «Коррекция дизартрии»
  • обязательный логопедический точечный и зондовый массаж;
  •  артикуляционную и дыхательную гимнастику;
  •  постановку правильного произнесения звуков, голоса;
  •  регуляцию речевого дыхания;
  •  расширение словаря;
  •  развитие грамматического строя речи;
  • коррекцию или предупреждение нарушений письменной речи.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий побочных действий. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, сенсорная интеграция, ЛФК, арт-терапия, психоанализ, поведенческая терапия).

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в программу классической нейропсихологической коррекции интегрируется:

— более 18.000 развивающих и обучающих игр;

— более 20 образовательных симуляторов;

—  более 30 видов инновационного оборудования;

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, дизартрией, нарушениями восприятия и поведения.

Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно включается в нейрокоррекционную программу реабилитации.

Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями речи эта система работает неправильно.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • восприятие устной, письменной речи
  • навыки механического чтения
  • математические способности
  • все виды памяти
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление симптомов дизартрии нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

С помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедом, дефектологом, речевым, поведенческим терапевтом. Программа подбирается индивидуально в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

Программа мозжечковой стимуляции может включать следующие методики:

  • упражнения на различного рода балансировочных досках (более 10 видов от простого к сложному), направленные на тренировку равновесия, координации движений, мышечного чувства.
  • Learning Breakthrough («прорыв в обучении») — система
  • упражнений на балансирной доске доктора Билго.
  • упражнения на интерактивной платформе Wii Fit;
  • упражнения на стабилоплатформе
  • балансировочные упражнения в сферах, на доске Равновесия
  • координационные упражнения в Зале Сенсорной Интеграции на специальном оборудовании
  • упражнения на интерактивном скалодроме.

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок, воздействующая с помощью высоких частот на мозг. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Для коррекции дизартриии – это очень важная и необходимая коррекционная методика.

Слуховые тренировки высокими отфильтрованными частотами по методу Томатис направлены на то, чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно и организовано.

Эти тренировки обязательно должны назначаться детям с дизартрией, нарушениями  устной и письменной речи .

У многих детей нарушено восприятие звуков, из-за того, что ребёнок нечетко слышит согласные звуки, значительно нарушается формирование и его собственной речи.

А. Томатис сделал важное открытие – наиболее стимулирующими и целительными являются звуки высокой частоты. Он доказал, что высокие частоты позволяют активизировать мозг и нормализовать его работу.

Томатис терапия имеет сильное стимулирующее воздействие на мозг, поэтому перед назначением этой терапии необходимо сделать ЭЭГ, чтобы контролировать активность коры больших полушарий мозга

О наиболее заметных результатах сообщают родители и врачи неврологи, наблюдающие наших малышей до, во время и после терапии. Они часто отмечают улучшения по следующим показателям:

  • Улучшение концентрации внимания
  • Улучшение понимания обращенной речи
  • Проявляется способность к коммуникации
  • У школьников заметно улучшается навык чтения

Хороший фон для занятий по коррекции дизартрии это:

Сенсорная интеграция;

Пескотерапия, арт-терапия и акваанимация;

Ритмотерапия;

Мозжечковая стимуляция

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большая опасность устранять не причины проблемы, а лишь проявления. Для достижения положительных результатов, логопедическая работа должна накладываться на грамотную нейропсихологическую коррекцию, мозжечковую стимуляцию, а иначе будет потеряно драгоценное время, и устранить нарушение будет невозможно без тяжелых последствий.

Только при грамотной коррекции можно рассчитывать на полную нормализацию речевой функции. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, но под наблюдением логопеда, который будет заниматься профилактикой дисграфии, дислексии и дизорфографии.

При тяжелых формах дизартрии необходима слаженная работа логопеда, нейропсихолога, двигательного терапевта и дефектолога. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность специалистов, которые на разных этапах проводят коррекционную работу.

Нужно обязательно иметь в виду (!!!), что медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни.

Профилактика дизартрии в раннем возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Коррекционные программы:

Логопедические программы

Логопедические программы .vc_custom_1419240516480{background-color: #f9f9f9 !important;} Логопедический массажЛогопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, и некоторыми другими расстройствами речи. Подробнее Логопедические программы в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»Логопедические занятия в нашем центре – это система, направленная на коррекцию нарушений всех сторон речи:...

Логопедический массаж

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, и некоторыми другими расстройствами речи.

Логопедические занятия с гарнитурой Forbrain

FORBRAIN® (Для мозга) – это специальные наушники, позволяющие тренировать обработку мозгом слуховой информации.

Логопедические занятия с программой по запуску речи Fast For Word

Занятия Fast ForWord назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, задержками психического развития, нарушениями внимания, нарушениями аутистического спектра (РДА, синдром Аспергера).

Нейроакустическая стимуляция по Методу Томатис

В основу метода Томатиса легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Томатис, григорианские песнопения, вальсы.

Нейроакустическая стимуляция по методу IN Time

Этот метод – настоящий прорыв в терапии и неврологии. Суть его – это гармонизация работы головного мозга.

Нейрологопедические занятия по программам «запуска» речи (при алалии, ЗРР, ЗПРР)

Задержка речи накладывает отпечаток на коммуникацию ребенка со взрослыми и с ровесниками, затрудняет понимание и взаимодействие.

Диагностическое обследование (аппаратное и безаппаратное)

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихолог проводит безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное обследование.

Нейропсихологическая коррекция дошкольников

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий.

Дефектологическая программа по развитию связной речи, расширению словаря, обучению грамоте.

В нашем центре дефектологи и нейропсихологи проводят комплексную коррекцию по развитию речи, грамматического строя, слоговой структуры, представлений об окружающем мире, расширяют общий кругозор ребенка.

Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции

Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” .

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии и светотерапии

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Нейропсихологическая коррекция с БОС видеобиоуправлением “Тимокко”

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном (IM)

Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной Интерактивной программой OMI BEAM

ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной Интерактивной программой OMI FLOOR

OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Нейрокоррекционные занятия с программой Play Attention для развития активного внимания

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнес

Программа нейродинамической коррекции – это система, включающая в себя научно обоснованные нейропсихокоррекционные методики, направленные на развитие резервов головного мозга, за счет которых происходит развитие и реабилитация всего организма.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия

error: Content is protected !!