Комплексное нейропсихологическое диагностическое обследование школьников (при школьной “неуспешности”, дисграфии, дизорфографии, дислексии, дискалькулии)
В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихологи проводят безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное функциональное обследование для школьников (от 7 до 18 лет), если у ребенка или подростка:
- Нежелание и страх идти в школу;
- Протестное и токсичное поведение;
- Проблемы по взаимоотношениях с учителем;
- Сложности во взаимоотношениях со сверстниками;
- Есть проблемы с чтением и письмом;
- Плохой почерк;
- Начинается психосоматические заболевания с утра или в ночь перед школой;
- Повышенная утомляемость;
- Очень долго делает уроки;
- Ничего не помнит, всё «пропускает мимо ушей»;
- Активный, не может усидеть и пяти минут на одном месте (папа уверен, что нужно «отдать в спорт»);
- Не может выучить таблицу умножения;
- Левша;
- Путает лево и право;
- Проблемы с математикой и счетом;
- Очень медленно читает и не понимает прочитанное;
- Знает все правила, но пишет с «морем» глупых ошибок;
- Отвлекается и «ничего не помнит и не слышит»;
- Сообразительный, но очень рассеянный;
- Не любит читать и не может перессказывать;
- С трудом может сформулировать мысль, перессказать фильм, что делал в школе;
- Первоклассник с большим трудом привыкает к школе и не хочет туда идти;
Если Вам знаком не понаслышке один или несколько пунктов из данного списка, чтобы не потерять время и не подорвать нервную систему ребенка, обязательно нужно пройти качественное функциональное нейропсихологическое обследование.
Это необходимо, чтобы увидеть и понять не внешние проявления проблемы, а её первопричины. Нужно помнить, что устранение внешних симптомов приведет к бесконечности и безрезультатности процесса коррекции. Общим подходом с общей классической программой нейрокоррекции возможно лишь провести общую профилактическую работу, целенаправленная качественная терапия и коррекция может быть лишь после качественного нейрофункционального обследования. Сложность решения рассматриваемых проблем обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи.
Синдром школьной «неуспешности» ребенка легко отслеживается в следующих проявлениях:
- требования, которые предъявляются в школе не соответствуют степени «зрелости» мозга ребенка;
- трудности с обработкой мозгом информации о теле;
- замедленная или некорректная обработка мозгом того, что слышат уши;
- замедленная или некорректная обработка мозгом того, что видят глаза;
- нарушение кровоснабжения мозга;
- школьная неуспеваемость (плохие оценки, низкие знания и пр.);
- повышенный уровень тревожности («я не смогу», «не хочу в школу», «боюсь контрольной» и т.д.);
- низкая мотивация («я не справлюсь», «не смогу написать диктант», «у меня не получится», «не хочу учиться»);
- нарушения внимания и концентрации (ребенок не понимает простой учебный материал, не может сосредоточиться, неусидчивый, рассеянный, отвлекается постоянно);
- ребенок вынужден совершать постоянные дополнительные движения, чтобы усилить приток энергии и выглядит при этом излишне активным, а на самом деле совсем наоборот;
- ребенок выглядит заторможенным, так как его внутренний компьютер «подвисает»;
- нарушения слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает информацию, ничего не помнит, «нужно по сто раз повторять»);
- нарушение восприятия;
- проблемы с пространственным восприятием (путает лево и право, плохо ориентируется в тетради, проблемы с почерком);
- неуклюжий, неповоротливый;
- неуверенный в себе;
- несамостоятельный (неуверенность в принятии решения, ожидание помощи от взрослого) и т.д.
- быстрая утомляемость, низкая нейродинамика;
- эмоциональная лабильность (тревожность, плаксивость, частые истерики, агрессивность по отношению к близким взрослым, замкнутость);
- психосоматические проявления (к определенному моменту школьная неуспешность у ребенка может перейти в целый «букет» психологических проблем – стресс, тики, запинки в речи, энурез, логоневроз и тд.)
- У проблем с чтением и письмом всегда естьконкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.
Это лишь небольшой список всевозможных проблем и их проявлений, работа по их устранению и коррекции, конечно, должна строится не в общем профилактическом режиме по классической программе, а исключительно, основываясь на индивидуальных особенностях конкретного ребенка, качественной и количественной оценке функциональной диагностики.
У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
Дисфункции в области контроля движения глаз и центральной переработкой зрительной информации мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации.
Для лучшего понимания представим, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражается в определенной форме, а именно:
Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.
Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.
Если есть нарушения в работе второго блока, то это приводит к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.
Эти нарушения могут быть видны, например, в зеркальном написании букв, путанице «похожих» букв, неправильной ориентации в тетради, например, строчки неровные, ребенок вылезает за поля, допускает ошибки в правилах.
Третий блок отвечает за протекание всей психической деятельности. Если нарушения в этом блоке, то ребенок, при всем своем желании, не соблюдает правила и не может себя контролировать.
Именно поэтому в нашем центре любая программа составляется для каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей, а также целей и задач коррекции. Шаблонных программ нет, потому что наши специалисты хорошо знают, что нет “универсальных” детей, “универсальных” проблем и панацеи от всех бед – что помогает одному, для другого может оказаться совершенно бесполезным и даже вредным. Поэтому “универсальные” рецепты в нашем центре не используются. Очень часто дети с похожими симптомами могут иметь совершенно разную природу похожих нарушений. Именно по этой причине, с каждым ребенком перед началом работы проводится серьезное комплексное функциональное нейропсихологическое обследование.
За объективность результатов отвечает аппаратное обследование – оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, моторной, координационной, зрительной, слуховой и проприоцептивной информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.
Ориентируясь на волновую активность мозга ребенка или подростка специальная нейрогарнитура считывает и использует в качестве управляющего сигнала уровень концентрации или релаксации мозга.
Работа мозга вызывает электрические колебания на разных частотах, в зависимости от вида деятельности. Волны мозговой активности считываются специальным устройством – нейрогарнитурой. Когда мы активны, расслаблены или сосредоточены, мозг выдает электрические колебания в разных частотах. Нейрогарнитура считывает эти волны и передаёт сигнал на компьютер. Специальная программа обрабатывает его, и на экране в виде графиков и диаграмм мы видим уровень сосредоточенности или релаксации мозга. Этот процесс называется нейробиологическая обратная связь или нейроБОС. Mind Wave – это самый современный и усовершенствованный аналог электроэнцефалографа, точно считывающий мозговую активность. Подобно ЭЭГ -процедурам, гарнитура помогает ребенку настроиться на оптимальную работу.
Степень выраженности проблем выявляет ТОЛЬКО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.
Нейропсихологическая диагностика обнаруживает скрытые причины школьной неуспеваемости:
- вестибулярные и проприоцептивные проблемы
- проблемы с контролем движений глаз и центральной переработкой зрительной информации
- проблемы с центральной переработкой звуковой информации
Причем основной целью является оказание помощи ребенку таким образом, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно обучаться и самостоятельно контролировать своё поведение.
Иногда родителям сразу понятно, что нужно обратиться к нейропсихологу. Но в большинстве случаев это даже не приходит в голову, родители ходят по врачам, остеопатам, неврологам, психиатрам, мануальным терапевтам, репетиторам, но никто не в состоянии решить проблему.
Нейропсихологическая функциональная диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью специальных интерактивных компьютерных методик, созданных по принципу БОС технологий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга.
Дело в том, что в начальной школе, особенно в первом классе многие неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие – к нейропроблемам добавляются психологические, эмоциональные, коммуникативные, и с этим снежным комом уже очень трудно справиться.
Поэтому лучше не откладывать визит к нейропсихологу, только этот специалист способен провести многоуровневую нейрофункциональную диагностику.
Многие исследователи указывают на то, что плохая успеваемость в школе, плохая память, низкая работоспособность, медлительность, гиперактивность, неуклюжесть, логопедические проблемы, темповые нарушения речи, эмоциональная нестабильность всегда имеют неврологическую природу.
Это не означает, что дети с такими проблемами больны. Просто их мозг не умеет эффективно перерабатывать информацию, поступающую от органов чувств.
Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейрокоррекционную помощь.
Опытный нейропсихолог, конечно же благодаря специальным тестам и заданиям, определит, что ребенок
- расторможен,
- неусидчив,
- пропускает все мимо ушей (как будто не слышит),
- не замечает половину текста на странице,
- имеет скрытое левшество,
- зеркалит,
- всё забывает,
- не может сосредоточиться,
- имеет проблемы с запоминанием и вхождением в новую инструкцию.
Однако степень выраженности этих проблем гораздо эффективнее выявляют специальные приборы:
- TAVS
- окулометрия (EYE-tracking)
- Аудиометрия
- Play Attention(для определения возможности ребенка удерживать внимание)
- Interactive Metronom
- Компьютерная диагностика особенностей латерализации;
- Стабилоплатформа
- Балансометр
- Постурограф
- Mind Wave
Диагностику детей школьного возраста или подростков в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводит два специалиста или, при необходимости (сочетанные проблемы, множество диагнозов и нарушений), консилиум специалистов: нейропсихолог, логопед и дефектолог, психотерапевт.
После диагностики, на консультации специалисты обсуждают с родителями результаты анализа скрытых причин, проблем ребенка, актуальный статус, перспективы коррекции, интегрируемое оборудование, используемые методики, цели и задачи, а также индивидуальную программу курса немедикаментозной, коррекции, её этапы, промежуточные и итоговые результаты, сроки.
ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ И ПРОПРИОЦЕПТИВНЫХ ПРОБЛЕМ
Стабилоплатформа используется для стабилометрических исследований, тренингов и организации БОС по опорной реакции. Это прибор, который обеспечивает регистрацию положения центра давления тела на опору, трансформацию сигнала, передачу для расшифровки и анализа в ПК. Применяется в функциональной и реабилитационной диагностике, оценке эффективности лечебных воздействий и предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).
У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ С КОНТРОЛЕМ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Посредством метода видеорегистрации с помощью оборудования EYE-tracking, разработанная компанией Interactive Minds (США, Германия) иссследуются особенности движений глаз.
Данный метод позволяет оценивать неосознаваемые движения глаз во время чтения или рассматривания любых изображений.
Дисфункции в этой области мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации. Дисфункции в процессе управления мозгом тонкими движениями глаз мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют анализ зрительной информации.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Исследование способности мозга к обработке слуховой информации проводится с помощью батареи TAVS, разработанных компанией Advanced Brain Technologies (США).
Дисфункции, выявленные данными тестами указывают на трудности в обработке мозгом информации, воспринимаемой на слух.
TAVS позволяет оценить следующие способности:
- способность к переработке мозгом информации о порядке воспринимаемых стимулов (слуховых и визуальных);
- слухомоторные и зрительномоторные навыки;
- способность различать звуковые стимулы, отличающиеся друг от друга по частоте;
- способность определять локализацию звука;
- способность к восприятию интервалов между звуковыми стимулами в шуме;
- способность соотносить движения с ритмом (звуковым и визуальным);
- способность определять длительность звукового или зрительного стимула.
Play Attention это метод диагностики и коррекции активного внимания. Программа использует последние технологии биологической обратной связи, которые позволяют управлять компьютером при помощи «внимания». Разработан метод Петром Фреером на технологиях NASA (national aeronautics and space administration) и используется в течение 25 лет. С помощью этой методики астронавты готовятся к работе в различных условиях.
Play Attention одна из самых популярных образовательных, познавательных и поведенческих программ. После нескольких лет разработок, исследований и улучшений, Play Attention была введена в систему государственных школ на всей территории США.
Во время диагностики даже невооруженным взглядом можно понять на сколько ребенок способен удерживать и концентрировать внимание.
В некоторых случаях нейропсихолог-диагност использует во время диагностики программу Interactive Metronom. Диагностические упражнения построены по принципу «обратной связи». Ребенок должен хлопать в ладоши или топать ногой в соответствие с ритмичными звуковыми сигналами метронома. Сенсорная перчатка или сенсорный коврик позволяют оценить четкость выполнения ребенком задачи. Специалист оценивает слуховой внимание ребенка и способность к удержанию информации и ритма.
В результате нейропсихологической диагностики составляется нейропрофиль ребенка, на основе которого разрабатывается программа коррекции. Программа, составленная на основании нейропрофиля конкретного ребенка и по форме и по содержанию индивидуальна и может интегрировать в себя Инновационное оборудование, самые современные Пособия, уникальное образовательное Пространство и следующие методики:
– Нейроакустическая коррекция с ритмотерапевтической программой IN Time
– Нейропсихологическая программа по коррекции дисграфии
– Нейропсихологическая программа по коррекции дислексии
– Нейропсихологическая программа по коррекция дизорфографии
– Нейролингвистика для школьников
– Нейрокоррекционная программа для школьников по коррекции школьной «неуспешности»;
– Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции;
– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РСМ (развитие когнитивной мультизадачности;)
– Нейропсихологическая коррекция с программой сенсорной интеграции и антигравитации;
– Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии и светотерапии
– Нейропсихологическая коррекция по программе сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)
– Нейропсихологическая коррекция с БОС видеобиоуправлением “Тимокко”
– Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном (IM)
– Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный луч OMBEAM;
– Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный пол OMI FLOOR
– Нейропсихологическая коррекция с программой активного внимания Play Attention
– Нейропсихологическая коррекция с БОС миотренажер
– Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии;
– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой музыкальной и ритмо-терапии;