Пособия для “запуска” и развития речи
Центральное звено аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов. Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, психическая травма и др.
Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.
Чтобы избежать всех этих негативных последствий ни в коем случае нельзя затягивать, если ребенок вовремя не заговорил. Увещевания логопедов и неврологов о том, что “ещё можно подождать” являются лишь свидетельством того, что логопед НЕ УМЕЕТ РАБОТАТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ и не знает программ по “запуску” речи. И не обладает достаточным арсеналом методов и средств для работы с маленьким ребенком, который ещё не может сидеть за столом, его внимание рассеяно, малышу трудно сосредоточиться и выполнять инструкции специалиста. Конечно, в руках специалиста по “запуску” речи должно быть колоссальное количество возможностей, пособий, мотивационных материалов, которые позволят сделать занятие увлекательным, насыщенным и полезным!!! Не обладая таким арсеналом мотивационных материалов, специалист рискует впустую провести на занятии большую часть времени, т.к. ребенок не может удерживать долго внимание и концентрироваться, а родители рискуют потратить впустую много времени и денег. Уважаемые родители, помните об этом!!! И строго следите за тем, чтобы Ваш специалист был “во все оружия”.