Моторная алалия

Если вашему малышу исполнилось 1,5-2 года, а он до сих пор молчит, надо бить тревогу. К специалистам следует обратиться и в том случае, если к 2-3 годам ребенок не начал разговаривать предложениями. Причиной тому может быть алалия.

Данная патология возникает в результате органического поражения участков мозга на этапе внутриутробного развития либо в первые три года жизни ребенка. Ранняя диагностика и своевременно принятые меры дают хороший результат.

Ребенку с алалией требуется осмотр невролога и нейропсихолога. Коррекция состояния заключается в медикаментозном лечении, развитии высших психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Понятие алалии

Алалия – это недоразвитие речи или полное ее отсутствие. Ребенок с таким диагнозом начинает поздно разговаривать. Речь характеризуется бедным лексиконом, низким уровнем грамотности, нарушением звукопроизношения и слоговой структуры.

В результате органического поражения речевых отделов происходит задержка созревания нейронов. Это приводит к нарушению их функциональной деятельности, затруднению проведения нервного импульса, быстрой истощаемости нервных процессов.

При алалии регистрируется изначальная задержка речи. В этом ее отличие от афазии, при которой в силу различных факторов утрачивается уже существующая речь.

Причины алалии

Точные причины развития алалии до сих пор не установлены. Однако, известны факторы, способствующие возникновению патологии:

  • кислородное голодание плода;
  • угроза выкидыша;
  • токсикозы;
  • вирусное поражение плода;
  • хронические соматические патологии беременности (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и т.д.);
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • патологические роды (стремительные или затяжные).

Привести к развитию алалии могут и другие патологические состояния у детей: черепно-мозговые травмы, менингоэнцефалиты, частые ОРВИ, пневмонии, соматические заболевания, общий наркоз, а также педагогическая запущенность. Зачастую заболевание возникает при сочетании ряда факторов.

Виды алалии

Принято выделять следующие виды алалии:

  • Экспрессивную (моторную) алалию;
  • Импрессивную (сенсорную) алалию;
  • Смешанную.

Моторная алалия обусловлена поражением центра Брока, то есть лобно-теменной области мозга. Ребенок слышит и понимает обращенную речь, но не в состоянии ее воспроизводить. Коррекционная работа при моторной алалии всегда подразумевает комплексный подход.

Сенсорная алалия характеризуется поражением центра Вернике. В данной ситуации отсутствует не только речевая функция, также имеет место затруднение понимания речи. При этом выпадение слуховой функции не наблюдается.

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно проводить своевременную коррекционную работу при моторной алалии.

Проявления сенсорной алалии

Главный клинический признак импрессивной алалии – затруднение или отсутствие восприятия речи. Ребенок может понять фразу в определенном контексте, но при перестановке слов теряет смысл сказанного. Такие дети учатся понимать речь по губам.

Сенсорная алалия влечет за собой нарушение личностного развития, плохую адаптацию в социуме, низкую успеваемость в школе. Такая форма нарушения редко встречается изолированно. Как правило, отмечается смешанная алалия.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной и сенсорной алалии состоит в коррекции и улучшении речи. Первым делом необходимо проконсультировать ребенка у детского невролога, логопеда и нейропсихолога, провести требуемые обследования. Установление точного диагноза даст возможность подобрать адекватное лечение.

Лечение моторной алалии заключается в активизации речевой функции. Специалист работает над увеличением словарного запаса, над правильным построением фраз, развитием связной речи и четким произношением звуков. Занятия по преодолению моторной алалии включают в себя логоритмику, нейроакустическую коррекцию и логопедический массаж.

При лечении сенсорной алалии специалист учит ребенка различать слова, идентифицировать их с предметами, воспринимать речь и правильно выстраивать фразы. По мере овладения данных навыков малыш начинает самостоятельно разговаривать.

Занятия при моторной и сенсорной алалии в нашем центре проводятся в рамках комплексной терапии. Ранняя коррекция (с 2,5 лет) дает возможность избежать вторичных нарушений интеллекта.

Коррекционные программы:

Логопедический массаж

Логопедический массаж показан детям с алалией, дизартрией, ринолалией, задержкой речевого развития, заиканием, и некоторыми другими расстройствами речи.

Логопедические занятия для “запуска” и развития речи с гарнитурой Forbrain

FORBRAIN® (Для мозга) – это специальные наушники, позволяющие тренировать обработку мозгом слуховой информации.

Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)

В основу метода Томатиса легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Томатис, григорианские песнопения, вальсы.

Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ

Этот метод – настоящий прорыв в терапии и неврологии. Суть его – это гармонизация работы головного мозга.

Комплексное диагностическое обследование (аппаратное, безаппаратное и консультация специалистов)

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» нейропсихолог проводит безаппаратную диагностику (нейропсихологические пробы) и аппаратное обследование.

Нейропсихологические программы коррекции для дошкольников с интеграцией более 10 видов БОС, образовательными VR симуляторами (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, решения проблем гиперактивности, СДВГ, поведенческих нарушений)

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных действий.

Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции (как часть программы коррекции моторных и поведенческих нарушений, агенезии мозолистого тела, ММД, левшества, алалии, ЗПР)

Мозжечковая стимуляция – ещё одна программа нейропсихологической коррекции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” .

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (как часть программы коррекции сенсорной дисфункции, алалии, ЗПР, ММД, органического поражения мозга, тиков, логоневрозов, запинок в речи)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Timocco направлена на развитие моторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию, координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве, коммуникацию.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти

Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией Interactive Metronome для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)

ОmiBeam включает в себя более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать свои настройки, используя свои собственные звуки и изображения.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR ( как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)

OMI FLOOR – это уникальная разработка британских ученых, способная сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)

Play Attention это программа коррекции и усиления внимания, использующая последние разработки биологической обратной связи. Технология БОС позволяет управлять компьютером при помощи активного внимания.

Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса (как часть программы коррекции ММД, органического поражения мозга, алалии, РАС, поведенческих и моторных нарушений, тиков)

Программа нейродинамической коррекции – это система, включающая в себя научно обоснованные нейропсихокоррекционные методики, направленные на развитие резервов головного мозга, за счет которых происходит развитие и реабилитация всего организма.

Дефектологические программы с интеграцией БОС для вызывания и развития речи (как часть программы коррекции РАС, ЗПРР, алалии, ЗРР, дизартрии, ОНР)

В нашем центре дефектологи и нейропсихологи проводят комплексную коррекцию по развитию речи, грамматического строя, слоговой структуры, представлений об окружающем мире, расширяют общий кругозор ребенка.

Дефектологические программы с интеграцией программ альтернативной коммуникации Pecs и Macaton для детей с РАС, ЗПРР, ЗРР, алалией, “неговорящих” детей

Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются только на основании результатов специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка .

Психолого-коммуникативные занятия (как часть программы коррекции эмоциональных и коммуникативных нарушений, проблем взаимодействия)

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия