Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)

Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений. Особенно эффективной «комната-доктор» показала себя в случае коррекции аутичных черт – врачи отмечают явный прогресс в развитии и обучении малышей с этим нарушением.

Впрочем,  аутизм – это  не единственное нарушение, где сенсорная комната является одним из  важнейших инструментов терапии, коррекции и развития —  это и ДЦП, ЗПР, и все виды алалий, речевых нарушений, СДВГ, гиперактивность, запинки в речи, логоневроз, тики, навязчивые движения, невротические и психосоматические нарушения.

Сенсорная комната – прекрасный инструмент в руках логопедов, дефектологов, нейропсихологов, ритмотерапевтов, поведенческих и телесноориентированных терапевтов, речевых и арттерапевтов.

Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов. Сначала они использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширяя диапозон возможностей использования СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.

Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

Настоящая СЕНСОРНАЯ КОМНАТА — это окружение, которое состоит из множества различного рода СТИМУЛЯТОРОВ. К ним относятся проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, запахов и звуков, тактильные дорожки и панели, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы. Все это оборудование просто необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, в этих условиях прекрасно развивается регулирование процессов возбуждения и торможения. Сенсорная комната — незаменимое оборудование для полноценной работы  психологов, дефектологов, нейропсихологов, реабилитологов, и  является мощным инструментом сенсорного, познавательного, эмоционального и творческого развития.

 

В темной мультисенсорной комнате для ребенка достаточно 5-10 минут внутри коррекционного занятия с дефектологом, речевым терапевтом или нейропсихологом  для того, чтобы ребенок пошел на контакт.

Разнообразное интерактивное оборудование для аудио и визуальных эффектов зарекомендовало себя как очень действенная техника при работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями – гиперактивностью, нарушением внимания, расстройствами коммуникации и взаимодействия, проблемами памяти, внимания, концентрации, нарушениями баланса и координации.  Каждый элемент сенсорной комнаты  применяется для решения определенных целей и задач и несет свою терапевтическую функцию.

Например, воздушно-пузырьковая колонна нужна для корректировки зрительно-моторной Координации; фиброоптическое волокно (оно совершенно безопасно) можно перебирать, держать и обнимать также как средство расслабления и улучшения концентрации и внимания.

Массирующий и расслабляющий интерактивно-световой бассейн стимулирует тактильную чувствительность, это один из самых популярных у врачей и необходимых видов сенсорного оборудования.

С помощью интерактивного пола проводятся занятия с детьми для тренировки точности движений и увеличения их диапазона, развития внимания и скорости реакции на внешние сенсорные раздражители.

Еще один очень эффективный вид сенсорного оборудования – интерактивный луч (omni beem).

Интерактивный луч способствует улучшению общей подвижности, ощущения положения тела в пространстве, осанки, походки и рисунка ходьбы (и в общем корректирует вестибулярный аппарат), он развивает мелкую моторику и устраняет непроизвольные движения, раскрывает способности к импровизации, творчеству и общению, концентрирует внимание ребенка. Педагоги и психологи применяют луч для развития абстрактного мышления, скорости реакции, улучшения памяти и воображения через звук и движение, стимулирования владения собственным телом и понимания последовательности звуковых и зрительных символов.

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:

— стимулирование сенсорного развития детей;

— компенсация сенсорных впечатлений;

— создание положительного эмоционального фона;

— преодоление нарушений в эмоционально – волевой сфере;

— возбуждение интереса к исследовательской деятельности;

— коррекция нарушений высших корковых функций;

— развитие общей и мелкой моторики;

— коррекция двигательных нарушений;

— снятие эмоционального и мышечного напряжения;

— корректировка психоэмоционального состояния;

— расширение кругозора ребёнка;

— составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов;

— развитие воображения и творческих способностей;

— фиксирование и управление вниманием.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на органы чувств и анализатор, а восприятие становится более активным.

Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.

Заниматься в тёмной сенсорной комнате с ребенком  можно начинать с 6 месяцев.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия.

Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Следующим этапом развития являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека лазерных дисков с различными записями.

Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).

Нейрокоррекционные занятия  с большим успехом проходят в нашем центре в сенсорной среде. В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, а с помощью интерактивных песочниц  снимаются страхи, тревожность, депрессии. Наши логопеды работают в сенсорной комнате для коррекции заикания, логоневрозов (различной природы), запинок в речи. Наши дефектологи используют сенсорную комнату при работе с детьми с диагнозами ЗПР, ЗРР, УО, алалия.

В сенсорной комнате проходят занятия нейроакустической стимуляции по Методу Томатис.

Устойчивые и быстрые результаты показывают занятия в сенсорной комнате с малышами (от 6 мес.) с эмоционально-коммуникативными проблемами, РДА, синдромом Аспергера, ЗПР, поведенческими нарушениями.

Используемое оборудование