Логопедические программы для коррекции дислалии

Логопедические программы для коррекции дислалии

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у детей и взрослых с нормальным слухом без дисфункций артикуляционного аппарата.

Это нарушения нормы произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.

В случае дислалии качественная, грамотная логопедическая работа с большим количеством специального обрудования, компьютерных интерактивных программ и качественных многообразных логопедических пособий вполне достаточно. Даже без нейрокоррекционных и нейрологопедических программ такая коррекция может быть  достаточной и  показывает хорошие результаты.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы специалисты не приняли за дислалию ОНР или дизартрию! Именно поэтому комплексное нейропсихологическое и нейрологопедическое первичное обследование ОБЯЗАТЕЛЬНО перед началом коррекционной работы, чтобы не допустить выбор некорректного коррекционного маршрута, во избежание потери времени и денег.

Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи, при этом важно помнить, что именно звуков, ни грамматики, ни слоговой структуры, а только звуков!!!

При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического слуха.

Но сейчас в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии, дизорфографии и дислексии.

Диагностическое обследование речи  при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, моторики, праксиса, проприоцептивной функции,  опорно-двигательного аппарата.  Первый блок обследования – аппаратный, второй – безаппаратный и третий – подробная консультация специалистов для родителей.

В ходе диагностики необходимо выявление характера нарушения звукопроизношения в разных позициях – произношение фонем изолированно, в составе различных слогов, слов, фраз и целых текстов. Необходимо также оценить фонематический слух, чтобы выявить, способен ли ребенок на слух дифференцировать все коррелирующие фонемы.

Диагностика при дислалии подразумевает не только ее выявление, но и определение формы, вида и разновидности. В зависимости от причины нарушений может потребоваться привлечение других специалистов – нейропсихолога, дефектолога невролога, отоларинголога, детского психиатра.

Дислалия может сформироваться под воздействием различных факторов. Сформировавшиеся дефекты могут иметь социальную или биологическую природу. К числу социальных факторов относят:

  • неправильная речь взрослого человека, которой подражают дети – торопливость, косноязычие, диалекты, говор, акцентр, неправильное ударение;
  • имитация взрослым человеком детского лепета;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм (двуязычие) в семье – владение двумя языками и одновременное их использование повсеместно.

Биологическое происхождение функционального типа патологии представлено общим физическим ослаблением (развивается обычно на фоне частых болезней), минимальной мозговой дисфункцией.

Дислалию классифицируют по нескольким признакам. Патология бывает мономорфной (расстраивается произношение одной либо нескольких фонем, входящих в одну артикуляционную группу) и полиморфной (расстраивается произношение фонем, входящих в разные артикуляционные группы).

Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае человек некорректно воспроизводит от 1 до 4 звуков. Для сложной формы патологии характерно неправильное произношение более 4 звуков.

Отдельно рассматривается функциональная дислалия. Она наблюдается у большинства детей до 5 лет.

В соответствии с характером нарушения (фонетическое, фонематическое) и особенностями формирования различных признаков звуков (акустические, артикулярные) дислалия подразделяется на следующие виды:

  • акустико-фонематический;
  • артикулярно-фонематический;
  • артикулярно-фонетический.

В соответствии с причиной имеющихся нарушений происхождение дислалии может быть механическим (органическим) или функциональным. Функциональная патология бывает моторной или сенсорной. У некоторых детей могут быть обе эти формы одновременно. При таком сочетании дислалию называют сенсомоторной.

При дислалии может нарушаться произношение звуков, относящихся к различным группам:

  • ротацизм;
  • ламбдацизм;
  • гаммацизм;
  • каппацизм;
  • хитизм;
  • йотацизм;
  • сигматизм (дефект произношения свистящих и шипящих звуков).

Выделяют также нарушение, характеризующееся замещением твердых парных согласных на мягкие и наоборот. Это называется дефектом смягчения и твердости. Отдельно рассматривают дефект озвончения и оглушения, при котором глухие звуки замещаются парными звонкими и наоборот.

Механический тип дислалии связан с дефектами артикуляционного аппарата относительно его анатомического строения. Такие нарушения могут иметь различную природу, в связи с чем выделяют врожденную, приобретенную, наследственную и органическую этиологию. Последняя включает:

  • недостаточность длины уздечки языка, губ;
  • язык аномальных размеров – макроглоссия (массивность) или микроглоссия (маленькие размеры, аномальная узость);
  • малоподвижность губ, чрезмерная их толщина.

Развитие дислалии может быть связано также с некорректным строением костных структур, на которых основан речевой аппарат:

  • патологический прикус;
  • аномальное строение зубов: мелкий размер, редкое расположение, щербины;
  • аномальное строение нёба: готическое нёбо (высоко расположено, верхняя челюсть узка), уплощенное и низкое.

Особенности проявлений патологии, а значит и дальнейшей коррекции связаны с ее формами.

Моторную функциональную дислалию характеризует отсутствие точности движений губ и языка, различий в них. Это связано с приблизительностью звуковой артикуляции, то есть возникает в результате фонетических дефектов (искажений звуков).

Сенсорный функциональный тип дислалии характеризует затрудненность слухового различения фонем, которые похожи акустически. Такое нарушение затрагивает звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие звуки. На этом фоне и происходит взаимное замещение парных фонем в устной речи. Подобное нарушение может проявляться и на письме в виде однотипных замен букв.

Дислалия не отражается на лексико-грамматической стороне речи – ее формирование отвечает возрастным нормам. Это подразумевает наличие достаточно развитой словарной базы, отсутствие искажений слогового состава слов, корректное использование окончаний в соответствии с падежами, единственного и множественного числа. Связная речь обычно хорошо развита.

Лечение нарушения подразумевает логопедическую коррекцию. Выполняется она поэтапно: сначала проводят подготовка, затем приступают к формированию первичных произносительных навыков, затем – коммуникативных навыков.

Если наблюдается механическая дислалия, то на подготовительном этапе избавляются от анатомических несовершенств артикуляционного аппарата. Коррекция его строения может проводиться с помощью ортодонтического лечения, пластики уздечки.

Моторная функциональная дислалия подразумевает необходимость развития речевой моторики. Для этого выполняют артикуляционную гимнастику, прибегают к логопедическому массажу – этот метод заключается в последовательной проработке мышц языка, нёба, губ, щек, лица. При этом улучшается кровоснабжение, расслабляется или тонизируется артикуляционная мускулатура, нормализуется речевая моторика.

Если диагностирована сенсорная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе необходимо развивать фонематические процессы.

Чтобы обеспечить правильное звукопроизношение, важно сформировать направленную воздушную струю, усовершенствовать мелкую моторику. Необходима также работа с произношением опорных фонем.

Сначала логопеды работают с изолированными фонемами. Для их постановки прибегают к подражанию или обеспечивают механическую помощь (используются логопедические зонды).

Нужно также поставить автоматизацию звука. Это касается отдельных слогов, целых слов, предложений и текстов. При смешении звуков необходимо поставить также их дифференциацию, а в последствие и ввести в речь.

Время логопедической работы по коррекции дислалии индивидуально и зависит от целого ряда факторов: вида и формы нарушения, количества звуков, необходимых для постановки, от возраста ребенка, системности занятий и, главное, наличия Современных Инструментов Логопедической Работы в  арсенале специалист.   Этот фактор является очень важным – он не только серьезно сокращает время коррекции в 3-5 раз, но и делает процесс увлекательным, что немаловажно для современного ребенка, который  до 4х лет просто отказывается от логопедической работы. А задержка на год может иметь серьезные последствия не смотря на уверения неврологов или логопедов, которые не могут организовать коррекционную работу для ребенка с «полевым» поведением.

В нашем центре логопеды используют целый ряд современных инструментов коррекционной работы:

Занятия по коррекции дислалии должны обязательно проходить в кабинете для Сертифицированного Логопедического Массажа, а не «на бегу», в обычном развивающем классе.

Логопед обязательно должен иметь в арсенале:

  • специальные логопедические вибромассажеры,
  • интерактивные проекционные системы,
  • специальные логопедические компьютерные программы,
  • межполушарные доски,
  • тактильное и массажное оборудование,
  • нейроакустические программы,
  • логотренажеры,
  • гарнитуру Forbrain,
  • более 3000 логопедических мотивационных пособий и ещё многое-многое другое.

Всё это делает процесс логопедической работы  по коррекции дислалии насыщенным, интенсивным и результативным – ребенок с удовольствием занимается, не устает, не капризничает, не отказывается от предложенных заданий, занятие длится 60 минут в очень насыщенном режиме, и результаты всегда очень наглядные, устойчивые и нераспадающиеся со временем.

Главное, что ребенок занимается с удовольствием, а положительная динамика намечается в 3-5 раз быстрее, чем при занятиях «по-старинке». И опасность появления проблем письменной речи – дисграфия, дизорфография, дислексия резко в этом случае уменьшается.

И ещё, если логопедическую работу начинать , не дожидаясь 5 лет,  как обычно советуют неврологи, а при наличии широкого арсенала современных логопедических средств  и возможностей по использованию Инновационного Оборудования – это вполне возможно, результаты не замедлят себя ждать и  вероятность появления дисграфии или дислексии  в более позднем возрасте, в случае начала занятий с 3х -3.5лет будет равняться «0».

Внимание!!!!! Занятия по 25-30 минут – это иллюзия, такие занятия будут бесконечны, помните об этом, это хитрый трюк, который позволяет логопеду, не обладающему необходимой квалификацией «водить вас за нос» и создавать видимость логопедической работы, потому что не способен долго удерживать внимание ребенка, не обладает необходимым качественным и современным инструментарием, играет с ребенком без необходимого терапевтического результата!!!

Помните это и не попадайтесь на удочку мошенников, и непрофессионалов, которые всегда обещают «горы золотые»  недорого! Они, как правило, готовы подстраиваться под любые условия, чтобы удержать клиента, не обладает необходимыми навыками и экономят на всем.

Помните, что обращаться нужно только к профессионалам и в большие коррекционные центры, где есть необходимое диагностическое и коррекционное дорогостоящее оборудование и должный контроль. У частных «домашних» специалистов Вы рискуете потерять время и как следствие деньги, потому что проблема будет решаться намного дольше и безуспешно, а горе-логопед будет вас кормить бесконечными «завтраками», заложником в этой ситуации будет малыш.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия