Дислексия

Дислексия

Дислексия – это расстройство процесса чтения, проявляющееся

—  в затруднениях узнавания букв,

— соединения букв в слоги, слогов в слова, что приводит к неверному произношению слов,

— в искажении или полном отсутствии понимания прочитанного.

Сегодня в каждом классе общеобразовательной начальной и даже средней школы часты случаи, когда ребенок при чтении переставляет или заменяет буквы в слове, путает окончания слов или вовсе не понимает прочитанного.

Что лежит в основе этих нелепых ошибок: невнимательность или патология?

Чтение – сложный навык усвоения знаков, который происходит в процессе обучения и представляет собой опознавание и воспроизведение звуков речи. В организации этого процесса принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы головного мозга.

При этом активизируются заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы левого полушария. Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувствительных раздражителей, затылочная – за восприятие и переработку зрительной информации, височная доля – поле запоминания слов, лобные доли отвечают за процесс воспроизводства прочитанного.

Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Способен или не способен ребенок к овладению чтением, можно узнать только ближе к шести-семи годам, поэтому ранняя диагностика дислексии затруднена. Однако некоторые признаки заболевания можно заметить в раннем детском возрасте. В связи с тем, что данное нарушение обусловлено незрелостью мозговых структур, ребенок с младенчества отстает в развитии.

У большинства детей довольно рано проявляется задержка в психомоторном развитии:

— отсутствие ползания,

—  трудности в освоении навыков ходьбы (начинают ходить только к двум годам).

Запаздывает речевой онтогенез:

— первые слова появляются после года,

— фразовая речь может отсутствовать до трех лет.

В раннем возрасте у детей-дислектиков наблюдаются также невротические и невропатоподобные признаки:

— срыгивания,

— нарушение сна,

— общее беспокойство,

— резкие вздрагивания,

— необоснованный плач.

Одно из психопатологических проявлений ребенка с дислексией в раннем возрасте – психический инфантилизм. Эти дети менее самостоятельны, но более внушаемы, непосредственны. Склонны проявлять пассивность при возникновении трудных ситуаций, у них слабо развиты волевые процессы.

В основе мотивации у таких детей лежит принцип удовольствия, поэтому они выполняют те задания, которые сулят награду. У них узкий круг интересов, мышление банально, даже на школьной скамье они выдают шаблонные суждения. Практически у всех дислектиков проявляется астеническая или церебрастеническая симптоматика: они быстро утомляются из-за сниженной работоспособности и нейродинамики, не могут долго концентрировать внимание, постоянно отвлекаются.

Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения.

В зарубежной литературе широко распространена теория предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые нейропсихологи указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство нейропсихологов, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию. Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер, затяжные роды, асфиксии в родах.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания.

Дислексия  при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга.

Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения,  педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв;

— соотнесение их с соответствующими звуками;

— слияния звуков в слоги;

— объединения слогов в слово, а слов в предложение;

— понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения нейропсихологии.

При дислексии отмечается несформированность

зрительного гнозиса,

—  пространственных ориентировок,

— мнестических процессов,

— фонематического восприятия,

— лексико-грамматичского строя речи,

— зрительно-моторной или слухо-моторной координации,

— а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают латеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Диагностическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов.

При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.

Важной составляющей нейропсихологического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется аппаратным блоком диагностики, который может включать :

  • TAVS
  • окулометрия
  • Аудиометрия
  • Play Attention (для определения возможности ребенка удерживать внимание)
  • Interactive Metronom
  • Компьютерная диагностика особенностей латерализации;
  • Стабилоплатформа

Стабилоплатформа предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).

У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

Посредством метода видеорегистрации с помощью установки EYE-tracking, разработанная компанией Interactive Minds (США, Германия) иссследуются особенности движений глаз.

Данный метод позволяет оценивать неосознаваемые движения глаз во время чтения или рассматривания любых изображений.

Дисфункции в этой области мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации. Ребенку, имеющему такие проблемы, необходимы специальные упражнения для тренировки этих функций.

Исследование способности мозга к обработке слуховой информации проводится с помощью батареи TAVS, разработанных компанией Advanced Brain Technologies (США).

Дисфункции, выявленные данными тестами указывают на трудности в обработке мозгом информации, воспринимаемой на слух.

TAVS позволяет оценить следующие способности: способность к переработке мозгом информации о порядке воспринимаемых стимулов (слуховых и визуальных); слухомоторные и зрительномоторные навыки; способность различать звуковые стимулы, отличающиеся друг от друга по частоте; способность определять локализацию звука; способность к восприятию интервалов между звуковыми стимулами в шуме; способность соотносить движения с ритмом (звуковым и визуальным); способность определять длительность звукового или зрительного стимула.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть наглядно его интеллектуальные возможности и перспективы, а при необходимости скорректировать их.

После нейропсихологической диагностики (аппаратной и безаапаратной) составляется индивидуальный маршрут для каждого ребенка, в который может входить по решению диагноста в зависимости от целей и задач, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка и причин нарушений:

  • блок нейропсихологической стимуляции (двигательный и когнитивный),
  • блок ритмотерапии и цветотерапии,
  • блок сенсорной интеграции и антигравитации,
  • блок нейроакустической стимуляции,
  • блок арттерапии;
  • блок песочной терапии;
  • блок расширенной программы мозжечковой стимуляции;
  • блок развития активного внимания

Многие исследователи утверждают, что плохая успеваемость в школе очень часто имеет неврологическую природу. Это не означает, что дети, которые получают тройки и двойки, больны. Просто их мозг не умеет эффективно  извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне.

Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь.

Нейрокоррекция — это комплекс специальных психологических приемов, которые направлены на изменение структуры нарушенных функций мозга и их  компенсацию.

Причем основной целью является оказание помощи ребенку таким образом, чтобы он в дальнейшем  мог самостоятельно обучаться и самостоятельно контролировать своё поведение.

Возникает закономерный вопрос: каким образом можно откорректировать работу мозга?

Дело в том, что психические функции формируются на протяжении некоторого времени, с момента внутриутробного развития.

При этом не все функции развиваются равномерно и в одно и то же время, они развиваются как бы по очереди, в строго определенный период, потом в какой-то момент они начинают работать синхронно, что и обеспечивает всю деятельность ребенка.

Коррекционная работа предполагает не только тренировку определенных навыков, а формирование слаженной, целостной работы мозга и функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

Для лучшего понимания представим, что мозг разделен на блоки, нарушение в которых выражается в определенной форме, а именно:

Первый блок мозга отвечает за его активность. Если первый блок недостаточно развит, то ребёнок быстро утомляется.

Например, дети на уроке быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться.

Если есть нарушения в работе второго блока, то это приводит к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.

Эти нарушения могут быть видны, например, в зеркальном написании букв, путанице «похожих» букв, неправильной ориентации в тетради, например, строчки неровные, ребенок вылезает за поля, допускает ошибки в правилах.

Третий блок отвечает за протекание всей психической деятельности. Если нарушения в этом блоке, то ребенок, при всем своем желании, не соблюдает правила и не может себя контролировать.

Обычно, это не соблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения. Действия по образцу даются с большим трудом. Ведет себя неадекватно ситуации.

С помощью нейрокоррекции можно компенсировать нестабильность работы ЦНС, что поможет ребенку добиться успеха.

Такой комплексный подход дает возможность решить проблему и устранить причины. Именно поэтому мы принципиальные противники репетиторства как такового. В первую очередь, необходимо понять, с чем связаны проблемы ребенка в школе, пробелы ли это в знаниях или следствие традиционных: «недослушал, не понял, крутился, слушал, но не услышал, не запомнил … и т.д.».

Курс русского языка (занятия с нейролингвистом) чаще всего назначается после или вовремя базового курса нейропсихологической коррекции. В процессе занятий акцент делается не только на развитие психических функций ребенка, необходимых для успешного овладения предметом, но и на материал самого предмета – русский язык, развитие речи, орфографию или чтение.

В результате исчезают «глупые» ошибки в тетрадях, выравнивается почерк, улучшается техника чтения, появляется интерес к чтению и техника, повышается словарный запас. Ребенок учится грамотно и последовательно излагать свои мысли.

С ребёнком работает не только специалист, который проводит двигательную часть, направленную на развитие межполушарных связей и психических функций ребёнка, без которых успешного освоения русского языка невозможно. Но и нейролингвист, который превосходно владея материалом школьной программы по русскому языку, используя нейропсихологические приемы и методы, отрабатывает с ребёнком в игровой форме учебный материал. Такой подход дает превосходные результаты в решении проблем дисграфии, дизорфографии и дислексии.

Традиционные репетиторы с зубрежкой и бесконечными повторениями уходят в прошлое, потому что показывают очень низкий процент результативности, и подходят только детям, пропустившим материал школьной программы. Но традиционные методы совершенно «не работают» в случаях, когда ребёнок не может усвоить материал, не понимает, не слышит и «снежный ком» школьной неуспешности отбил у ребёнка желание учиться.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Нейропсихологи нашего центра используют в своей работе приёмы данной методики.

 

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи. Если грамотно решать эту проблему, то результат будет достаточно быстрым (6-9 месяцев), а главное, устойчивым. Проблема решается раз и навсегда, что убережет ребенка от огромного количества комплексов и психологических травм и клейма «неуспешности».

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции, которая может интегрировать в себя следующие методики:

Контактные телефоны

+ 7 (903) 520-03-54

+ 7 (965) 143-07-86

Ваш вопрос

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия