Комплексная нейрометрическая психодиагностика детей готовности к школе и к детскому саду

Комплексная нейрометрическая функциональная психодиагностика детей готовности к школе и к детскому саду

Современные дети очень отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад. Это ребенок, обычно хорошо читающий, считающий (иногда даже с трех-четырех лет), хорошо эрудированный, с широким кругозором, знаком с лучшими мировыми достопримечательностями, прекрасно коммуницирующий со взрослыми, отлично разбирающийся в современных гаджетах и компьютерных играх, умеющий пользоваться интернетом, общаться в социальных сетях.  Он во многом опережает детей, которые старше его на десять лет, и тем более нас взрослых, когда мы были детьми.

Но это одна сторона. Другая гораздо менее позитивная.

Дети стали меньше времени проводить на улице, даже в школу многие  едут на машине. Стали менее подвижными и ловкими. Кто сейчас играет в вышибалы, прыгает в резиночку,  догонялки, классики? А ведь эти игры важны не только для развития ловкости, но и для умения придерживаться условий и правил (мозговая функция контроля поведения), скоординированности движений, энергетическая подпитка мозга, так как игры на свежем воздухе (подкорковые структуры мозга), и конечно же взаимодействие со сверстниками, умение выстроить отношения в свободной, не организованной и строго структурированной среде (т.е не в  детском саду или школе). Ребенок к школе часто не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, а это развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми функциями, постановкой руки к письму, почерком.

Современный ребенок с трудом придерживается правил, ведет себя импульсивно, не держит дистанцию со взрослыми, часто капризен или агрессивен, не может усидеть на месте. Или наоборот излишне тревожен, неуверен, быстро утомляется и истощается, со сниженным вниманием.

Не хочет заниматься или плохо усваивает  материал, имеет проблемы в общении со сверстниками. Со взрослыми вроде общается без проблем, особенно, если те балуют, подстраиваются и стараются угодить.

Дети стали чаще болеть. Возросло количество психосоматических и аутоиммунных заболеваний, неврологических нарушений. Абсолютно здорового ребенка сейчас найти практически невозможно.

Все чаще и чаще детям устанавливают такие диагнозы как минимальные мозговые дисфункции (ММД), задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания (СДВГ) с гиперактивностью или без гиперактивности, неврозоподобные состояния,  так называемые пограничные психические расстройства. А дети с такими нарушениями в основном также являются учениками массовых образовательных школ, и это усугубляет имеющеюся у них симптоматику.

Причин такой ситуации огромное множество – это и возросшее количество опасностей, которые воздействуют на плод (внутриутробные инфекции, курение матери, сильные токсикозы, неправильное питание матери, малоактивный образ жизни и многое другое). По данным института материнства и детства 84% детей рождаются с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих (стволовых) структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все опасности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли  мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., – все эти вредоносные факторы сказываются на его мозговых структурах. Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 15 лет назад.

Все это сказывается на ранних этапах развития мозга ребенка, особенно на наиболее рано созревающих стволовых, подкорковых структурах, которые отвечают за энергетику, активацию нашей деятельности. А ведь именно на этих структурах как на фундаменте базируется развитие всех остальных, более поздних, составляющих нашей психической деятельности.

Чаще всего в медицинской карте состояние ребенка оценивается как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к токсичному поведению.

Во-вторых, это огромное количество родовых травм, искусственных родов, родов с применением стимуляторов.

В-третьих это все болезни первого года жизни, особенно тяжелые в виде бронхитов, воспалений легких, отитов, вирусных инфекций и т.д., и в следствие этого лечение антибиотиками и другими серьезными медикаментами.

Возросло количество леворуких детей, амбидекстров, левшей. Фасад этих проблем с возрастом меняется. Сначала ребёнок не говорит до 3х лет, избирателен в еде, закрывает руками уши при громких звуках, проявляет гиперчувствительность к тревожность к новой пище и одежде,  у него происходят частые истерики, «полевое» поведение, потом он не может запомнить две стихотворные строчки, потом возникает энурез и не проходит до 10 лет, запинки в речи, далее страх ответа у доски, конфликты со сверстниками, в 15 лет попытки суицида и токсичное поведение.

Ну и наконец, общая экологическая обстановка, применение новых средств связи, использование в пищу исскуственных заменителей, изменение электромагнитного поля земли и многие, многие другие особенности нашего нового 21 века.

Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус современных детей по – новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека.

Нейропсихологи объясняют, что проблемы обучения и поведения современных детей во многом связаны с развитием головного мозга. Больше всего мешает ребенку несформированность отделов, отвечающих за энергоснабжение организма.

Также влияние на обучение и поведение в школе оказывает незрелость отделов мозга, отвечающих за самоконтроль. Такие дети не считаются со школьными правилами, могут встать из-за парты во время урока, заниматься собственной игрой, мешать соседу. На уроке они способны работать совсем недолго, быстро утомляются, не могут концентрироваться,  начинают зевать, перестают воспринимать информацию, попросту отключаются.

Это касается детей, которых медики оценивают как относительная норма. При этом до 80% детей, по исследованиям, имеют незначительные нарушения в развитии мозга, незрелость  мозговых структур, который ведут ко всем перечисленным проблемам.

Можно заниматься с ребенком, учить его читать и писать, но при этом он никогда по- настоящему не будет психологически готов ни к школе, ни к жизни, и учась уже в первом классе, станет ясно, что ребенок не в состоянии справиться с учебными нагрузками. В этой ситуации родители очень часто предпочитают «прятать голову в песок» и надеются, что все проблемы «рассосутся» сами по себе «со временем». Нужно знать, что этого не произойдет, а проблемы только лишь усугубятся, к нейропсихологическим проблемам добавятся проблемы с успеваемостью, коммуникацией, взаимодействием, стрессоустойчивостью.

Чтобы этого не произошло нужно как можно раньше принимать меры, поэтому если ребенок:

– мало ползал, или не ползал совсем;

– имел родовую травму

– у мамы были любые проблемы во время беременности;

– родился с помощью кесарева сечения;

– имел травмы головы, общий наркоз;

– часто болел простудными заболеваниями.

 А сейчас:

– имеет проблемы с памятью;

– часто жалуется на головную боль;

– имеет нарушение осанки;

– медлителен или излишне активен;

– неуклюжий, часто падает и сбивает всё на своем пути;

– плохо усваивает учебный материал;

– не сразу вас понимает, откликается не сразу;

– двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;

– пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;

– не может описать картинку, скопировать рисунок;

– быстро отвлекается;

– занимается в основном только тем, что ему интересно;

– не может следовать инструкции;

– имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками и др.

– не может подчиняться общим правилам;

– не удерживает более одной инструкции;

 А в его анамнезе есть:

– тики;

– различные нарушение осанки;

– астматический бронхит;

– агрессия, истерики;

– нарушение сна;

– энурез или энкопрез;

– запинки в речи, логоневроз, заикание;

– головные боли;

– синдром гиперактивности;

– перенатальное поражение ЦНС;

– вегетососудистая дистония:

– частые заболевания, сниженный иммунитет;

При этом ребенок может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом, однако энергетических ресурсов у него не хватает надолго, и, начав с хорошей успеваемости, он быстро скатывается на тройки; выкладываясь в школе, беспричинно плачет дома, тревожен, нервозен, часто болеет, отличается раздражительностью, ранимостью, именно  по этой причине нередко не складываются отношения и с одноклассниками.

Именно в этой связи очень важно правильно готовить ребенка к школе. Ни в коем случае нельзя сажать ребенка за парту, за книжки так как будто идет речь о ребенке 8-10 лет. Без специальной нейроподготовки ребенок не получит качественной психологической готовности к школе. Правильная результативная подготовка к школе должна быть наполнена экспериментированием, опытами, все задания должны быть интерактивными с включением двигательных упражнений и огромным количеством нейроигр, пособий, методических наглядных материалов, оборудования, развивающих и обучающих игр. И кроме обучения малышей учебным навыкам таким как чтение, письмо, развитие математических навыков, постановка руки к письму, необходимо развивать внимание, моторику, память, а также стратегическое мышление, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, умение налаживать контакт, выходить победителем из конфликтных ситуаций, учить находить компромисс и развивать дальновидность и мультизадачность.

Перед школой (в 5-6 лет) необходимо провести грамотную функциональную нейропсихологическую диагностику, которая выявит все сложности, особенности и трудности конкретного ребенка.

Функциональная комплексная нейродиагностика поможет определить нейропсихологический статус ребенка, уровень развития интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер, выявить те структуры головного мозга, которые развиваются в норме и даже опережают в развитии, и те структуры, которые немного запаздывают. Нейропсихология – это наука о мозговой организации психических процессов, которая помогает понять и подвергнуть анализу глубинные механизмы индивидуальных особенностей ребенка, одаренности или отставании в развитии, особого или искаженного восприятия окружающего мира, проблем в мировосприятии и поведении.

Именно поэтому в нашем центре любая программа составляется  для каждого ребенка  с учётом его индивидуальных особенностей, а также  целей и задач коррекции. Шаблонных программ нет. Результативность в решении серьезных проблем развития и обучения такие «шаблонные» программы, к сожалению, не показывают, интенсивность их по сравнению с индивидуально прописанными программами в 5-6 раз ниже. Поэтому “универсальные” рецепты в нашем центре не используются.  Очень часто дети с похожими симптомами могут иметь совершенно разную природу похожих нарушений. Именно по этой причине, с каждым ребенком перед началом работы проводится серьезное комплексное функциональное нейропсихологическое обследование.

За объективность результатов отвечает аппаратное обследование – оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, моторной, координационной, зрительной, слуховой и проприоцептивной информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Ориентируясь на волновую активность мозга ребенка или подростка специальная нейрогарнитура  считывает и использует в качестве управляющего сигнала уровень концентрации или релаксации мозга.

Работа мозга вызывает электрические колебания  на разных частотах, в зависимости от вида деятельности. Волны мозговой активности считываются специальным устройством – нейрогарнитурой.  Когда ребенок активен, расслаблен или сосредоточен, мозг выдает электрические колебания в разных частотах.

Нейрогарнитура считывает эти волны и передаёт сигнал на компьютер. Специальная программа обрабатывает его, и на экране в виде графиков и диаграмм мы видим уровень сосредоточенности или релаксации мозга. Этот процесс называется нейробиологическая обратная связь или нейроБОС.

Mind Wave  – это самый современный и усовершенствованный аналог электроэнцефалографа, точно считывающий мозговую активность. Подобно ЭЭГ -процедурам, гарнитура помогает ребенку настроиться на оптимальную работу.

Увидеть сложности ребенка может и опытный нейропсихолог и даже хороший педагог, но степень выраженности этих проблем  и качество гораздо эффективнее выявляют специальные приборы:

  • TAVS
  • окулометрия (EYE-tracking)
  • Аудиометрия
  • Play Attention(для определения возможности ребенка удерживать внимание)
  • Interactive Metronom
  • Компьютерная диагностика особенностей латерализации;
  • Стабилоплатформа
  • Балансометр
  • Постурограф
  • Mind Wave

Диагностику  детей дошкольного возраста в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» проводит два специалиста или, при необходимости (сочетанные проблемы, множество диагнозов и нарушений), консилиум специалистов: нейропсихолог, нейрологопед и нейродефектолог, поведенческий терапевт.

После диагностики, на консультации специалисты обсуждают с родителями результаты анализа скрытых причин, проблем ребенка, актуальный статус, перспективы коррекции, интегрируемое оборудование, используемые методики, цели и задачи, а также индивидуальную программу курса немедикаментозной, коррекции, её этапы, промежуточные и итоговые результаты, сроки.

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ И ПРОПРИОЦЕПТИВНЫХ ПРОБЛЕМ

Стабилоплатформа используется для стабилометрических исследований, тренингов и организации БОС по опорной реакции. Это прибор, который обеспечивает регистрацию положения центра давления тела на опору, трансформацию сигнала, передачу для расшифровки и анализа в ПК. Применяется в функциональной и реабилитационной диагностике, оценке эффективности лечебных воздействий и предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).

У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации, поступаемой от сенсорных систем).

Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмоМозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ С КОНТРОЛЕМ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Посредством метода видеорегистрации с помощью оборудования  EYE-tracking, разработанная компанией Interactive Minds (США, Германия) иссследуются особенности движений глаз.

Данный метод позволяет оценивать неосознаваемые движения глаз во время чтения или рассматривания любых изображений.

Дисфункции в этой области мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют процесс анализа мозгом зрительной информации. Дисфункции в процессе управления мозгом тонкими движениями глаз мешают автоматизации навыков чтения и письма, затрудняют анализ зрительной информации.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЕРЕРАБОТКОЙ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Исследование способности мозга к обработке слуховой информации проводится с помощью батареи TAVS, разработанных компанией Advanced Brain Technologies (США).

Дисфункции, выявленные данными тестами указывают на трудности в обработке мозгом информации, воспринимаемой на слух.

TAVS позволяет оценить следующие способности:

  • способность к переработке мозгом информации о порядке воспринимаемых стимулов (слуховых и визуальных);
  • слухомоторные и зрительномоторные навыки;
  • способность различать звуковые стимулы, отличающиеся друг от друга по частоте;
  • способность определять локализацию звука;
  • способность к восприятию интервалов между звуковыми стимулами в шуме;
  • способность соотносить движения с ритмом (звуковым и визуальным);
  • способность определять длительность звукового или зрительного стимула.

Play Attention это метод диагностики и коррекции активного внимания.  Программа использует последние технологии биологической обратной связи, которые позволяют управлять компьютером при помощи «внимания». Разработан метод Петром Фреером на технологиях NASA (national aeronautics and space administration) и используется в течение 25 лет. С помощью этой методики астронавты готовятся к работе в различных условиях.

Во время диагностики даже невооруженным взглядом можно понять на сколько ребенок способен удерживать и концентрировать внимание.

Нейропсихолог-диагност использует во время диагностики программу Interactive Metronom.  Диагностические упражнения построены по принципу БОС. Специалист оценивает слуховой внимание ребенка и способность к удержанию информации и ритма.

В результате функциональной нейропсихологической диагностики составляется нейропрофиль конкретного ребенка, на основе которого разрабатывается индивидуальная программа коррекции.  Нейрокоррекционных программ в нашем центре более 30. И несмотря на то, что в основе них лежит метод замещающего онтогенеза, все эти программы очень разные по своей наполняемости, целям и задачам.

По своей результативности такие индивидуальные терапевтические программы даже сравнить нельзя с общей классической нейрокоррекционной программой, которая в основном создает неплохой профилактический эффект, но не более.

Программы же, составленные на основании функциональной комплексной нейропсихологической диагностики и по форме и по содержанию индивидуальны и уникальны. Они интегрируют в себя десятки видов самого Инновационного оборудования и самые  современные Пособия, уникальное образовательное Пространство, что делает процесс во много раз более увлекательным для ребенка и в 3-5 раз более интенсивным и результативным.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» для детей, прошедших функциональное комплексное нейропсихологическое диагностическое обследование могут быть рекомендованы следующие программы:

– Нейропсихологические программы коррекции для дошкольников;

– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко;

 – Нейроакустическая коррекция с ритмотерапевтической программой  IN Time
– Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечков стимуляции;

– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и DCM (развитие когнитивной мультизадачности;)

Нейропсихологическая коррекция с программой сенсорной интеграции и антигравитации;

Нейропсихологическая коррекция с программой ритмотерапии и светотерапии;

Нейропсихологическая коррекция по программе сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате)

Нейропсихологическая коррекция с программой Интерактивный метроном (IM);

Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный луч Omni Beam;

Нейропсихологическая коррекция с программой интерактивный пол OMI FLOOR;

Нейропсихологическая коррекция с программой активного внимания Play Attention;

Нейропсихологическая коррекция с БОС миотренажер;

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой арт-терапии;

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой музыкальной и ритмо-терапии;

– Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнеса;

– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС Brain Wave;

– Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС Leap Motion;

Мы рекомендуем провести комплексную функциональную нейропсихологическую диагностику ребенку не позже, чем в 5-6 лет. Но особенно важно провести диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась “школьная неуспешность”, которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, “отвечающие” за звуковой анализ речи. Если функциональная диагностика, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Используемое оборудование

Эта нейроакустическая программа применяется для детей и взрослых и демонстрирует блестящие результаты стимуляции работы мозга.

Ароматерапия – это прекрасный способ защитить малышей от вирусных и простудных заболеваний.

Сенсорная комната – незаменимое средство в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

Антигравитационные упражнения в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” являются частью программы некоторых групповых и индивидуальных занятий.

Одним из методов, позволяющих сохранить психическое здоровье дошкольников, является свето- и цветотерапия.

Гигантская интерактивная песочница – уникальная возможность для релаксационных занятий для детей с тиками, страхами, логоневрозом, запинками в речи, тревожностью.

Создание песочных картин – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.

Занятия в Юнгианской песочнице помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки.

Игры с водой и разными видами песка – отличный элемент ролевых игр, занятий по социальной адаптации, песочной и акваанимации.

Это отличный инструмент релаксации, который позволяет и малышам и детям постарше создавать креативные картины, замки, воображаемые миры, раскрывая для психотерапевта все переживания, страхи и тревоги.

Акваанимация – это завораживающий танец красок, который, переплетаясь между собой, образует удивительные узоры. Создать две одинаковых картины в этой технике просто невозможно.

Это место для развивающих игр и релаксации детей способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы.

Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно должна быть включена в нейрокоррекционную программу реабилитации.

Занятия в Монтессори среде позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время.

У нас в центре есть специально созданный детский тренажерный зал, где специалисты двигательные терапевты, дефектологи, нейропсихологи используют с детьми модели тренажеров, созданные специально для детей в рамках различных занятий.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения.

Особая песочница, выполненная из натурального дерева и камня, не только уникальна с точки зрения эстетики, но и являет собой особенный психологический инструмент, конструкция которого уже сама по себе терапевтична.

Контактные телефоны

8 (903) 520-03-54

Ваш вопрос

[recaptcha id:capt]

НАШ АДРЕС

МКАД, съезд 93 В, 3-я Крестьянская ул, строение 23.
Координаты для навигатора 55.892486, 37.714483

Лицензия