Дефектологические занятия с интегрированной программой Floortime
Программа коррекционныз занятий назначается в нашем центре только на основании результатов специальной (нейропсихологом и логопедом-дефектологом) диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка.
Соотношение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейшей коррекционной работы с ребенком и разработать оптимальную ИНДИВИДУАЛЬНУЮ программу занятий. Обследование проводится индивидуально в присутствии мамы (или близкого родственника) в игровой доступной ребенку форме.
В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие, коммуникативные, моторные, проприоцептивные и т.д.
В беседе с родителями нейропсихолог собирает анамнез – особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие затруднения, заболевания и т.д.
На основании вышеперечисленных данных составляется индивидуальная коррекционная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка.
Консультация логопеда-дефектолога и нейропсихолога необходима, если ребенок:
- в 1,5 года – вообще не использует в общении речь (даже отдельные слова);
- в 2 года – нет фразовой речи;
- в 2 года ребенок не понимает обращенной речи;
- в 2.6 года ребенок не использует указательный жест;
- В 2 года не «слышит» простейших инструкций – «дай, возьми, иди сюда, положи и тд.»
- В 1 год не может сфокусировать взгляд;
- В 2 года очень расторможен, не может сконцентрироваться ни на чем;
- В 3 года ребенка трудно привлечь интеллектуальной деятельности;
- В 3.5 плохо запоминает, не любит задания на мышление;
- С 2 лет снижена познавательная активность;
- С 3 лет не может назвать предметы и действия, забывает названия;
- С 4 лет не дается слоговое чтение;
- С 3 х лет не может запомнить цифры;
- Не запоминает буквы;
В НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” мы работаем с разными диагнозами (ЗПР, аутичный спектр, алалия, РДА, синдром Аспергера, сочетанные диагнозы и др.) независимо от сложности проблемы, в том числе с “тяжелыми” и “необучаемыми”, от которых отказались другие учреждения и специалисты. Мы работаем на результат, и только в том случае, если родители вместе со специалистами готовы бороться за изменение актуального статуса ребенка.
За более, чем десять лет нашей работы не было ребёнка, у которого в процессе занятий не наметилась бы динамика. Мы не сопровождаем и не развлекаем ребенка, наша главная задача – качественно улучшить его актуальный статус – интеллектуальное, сенсорное, моторно-двигательное, эмоциональное и коммуникативное развитие.
Мы не боимся серьезных диагнозов, мы боимся непрофессионалов, после которых приходится исправлять ошибки и возвращать людям веру, боимся ленивых родителей, которые ждут чудо и не спешат что-либо делать, надеясь на волшебную «пилюлю», мошенников остеопатов и иглотерапевтов, которые берутся за лечение от онкологии до аутизма без медицинского образования. Всего, что приводит к колоссальной потере времени , которого может у ребенка не быть.
Мы знаем, что рецепт чуда прост – это результат грамотной работы специалистов, точного диагностического обследования, индивидуальный коррекционный маршрут, научные подходы, применения новейшего инновационного оборудования, Уникальное Образовательное пространство, выполнения родителями всех рекомендаций специалистов, ну, и конечно, системная работа!
Наши специалисты используют в своей работе уникальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области дефектологии, логопедии и нейропсихологии.
Все самые передовые разработки в области образования, развития и коррекции детей являются инструментами в руках специалистов, позволяющих добиваться высоких устойчивых результатов в решении самых трудных вопросов.
В нашем центре для помощи детям от 1 года, нуждающихся в индивидуальном особом подходе создано большое количество комплексных программ – занятия с дефектологом, речевым терапевтом и психологом, поведенческим терапевтом, социальным психологом, реабилитологом и нейропсихологом.
Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный образовательный маршрут и программа занятий, задействуется целый ряд специалистов, которые участвуют в процессе реабилитации, коррекции и развития. Наши специалисты работают в тесной связи с родителями. При необходимости привлекаются для консультации неврологов, детских психиатров.
Наши специалисты прошли стажировку в Англии по обучению детей с глубокими интеллектуальными нарушениями математике по системе НУМИКОН.
В работе с аутятами наши специалисты используют передовые на сегодняшний день – СИСТЕМУ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS и МАКАТОН, которые демонстрирует очень хорошие результаты; АВА терапию, Floortime, сенсорную интеграцию, сенсорную стимуляцию, нейроакустические программы стимуляции по Методу Томатис и IN Time, ритмотерапию, свето- и цветотерапию.
НейроЛогопедический центр “Выше радуги” оснащен самой современной методической базой и базой специального оборудования для НейроЛогопедической работы по “запуску речи” у неговорящих детей. Специалисты проводят нейропсихологическое и речевое обследование, где выявляется проблема и её причины, а также консультируют родителей по вопросу её решения.
Так нейропсихологи, логопеды-дефектологи, речевые терапевты используют в своей работе следующее оборудование и программы по “запуску” речи:
– уникальную программу по “запуску” речи FAST FOR WORD;
– гарнитуру с воздушной и костной проводимостью FORBRAIN®
– программу Сенсорной Интеграции и Антигравитации;
– программу нейропсихологической коррекции;
– нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис;
– программу нейропсихологической коррекции с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
– нейропсихологическую программу ритмотерапии с интеграцией светотерапии;
– нейропсихологическую программу Сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате);
– программу нейропсихологической коррекции с БОС видеобиоуправлением Timocco;
– программу нейропсихологической коррекции с арттерапевтическим компонентом;
– программу нейропсихологической коррекции с программой OMI Beam и OMI Floor;
– АВА терапию;
– программу сенсорной интеграции.
Логопеды-дефектологи нашего центра используют в своей работе помимо классических форм и методов логопедической работы и методику Т.Новиковой-Иванцовой, Е.А. Дьяковой, Т.Грузиновой и Е. Гуриной, Е. Косиновой.
Мы владеем колоссальным арсеналом возможностей и инструментов и подбираем для каждого ребенка, подходящую методику и “работающий” именно для него индивидуальный маршрут для решения именно его проблемы. Мы не работаем по шаблонам. У нас нет единого маршрута для всех. Для каждого ребенка составляется только ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННЫЙ МАРШРУТ, с необходимыми именно для него программами, оборудованием, кабинетами специального назначения, методическим оснащением, режимом и подходами.
Методику в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» как и многие другие методики (Т. Новиковой-Иванцовой, Е.А. Дьяковой, Т.Грузиновой и Е. Гуриной, «запуск» речи, альтернативную коммуникацию, АВА терапию и многое другое) мы интегрируем в классические научноподтвержденные формы и методы работы. Выбор этих форм и методов зависит от диагностики актуального развития ребенка, его поведенческих, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных особенностей.
Корректировка индивидуального коррекционного и образовательного маршрута каждого ребенка происходит регулярно (два раза в месяц) и по мере решения поставленных целей и задач (не реже одного раза в месяц).
Стратегия занятий с детьми с расстройством аутистического спектра (и не только) под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на уровне ребенка») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Стенли Гринспен (1941 – 2010) – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма. Он был признанным авторитетом в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития.
Доктор Стенли Гринспен является автором более 40 книг, переведенных более чем на двенадцать языков; его статьи печатаются ведущими СМИ всего мира. Наши специалисты прошли обучение по данному методу в центре лечебной педагогики и успешно внедряют основы этого метода в свою работу.
Терапию Floortime используется в работе дефектолога, речевого терапевта, поведенческого терапевта, педагога сенсорной интеграции для:
Эмоционального контакта с малышом;
- Взаимодействия в диалоге;
- Развитие навыков общения;
- Улучшения саморегуляции;
- Гармонизации сенсорной сферы;
- Развития коммуникации (речевой и альтернативной);
- Понимания и управления своими эмоциями;
- Умения решать социальные задачи в необычной ситуации;
- Умения идти на компромисс;
- Развития разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального);
- Развития самосознания и самооценки;
- Формирование мотивов к обучению и общению системы ценностей;
- Построение Я-концепции.
Для дефектологических занятий с интегрированной программой Floortime не является целью речь, двигательные или когнитивные навыки.
Данный метод решает проблемы, фокусируя свое внимание на эмоциональном развитии. Именно поэтому на определенном этапе мы, в нашем центре, подключаем другие методики и программы дефектологической работы.
Floortime (букв. – время, проведенное на полу) — это форма, когда мы вместе с ребенком сидим на полу и проводим занятия. С одной стороны, Floortime – это специфическая техника. С другой стороны, это и особая философия двусторонней коммуникации, которая должна пронизывать все виды занятий с ребенком (занятия по развитию речи, двигательная коррекция, занятия с коррекционным педагогом, и т.д.)
Основные правила игры по принципам FLOORTIME.
- Начинать игру нужно с любимых предметов или действий;
- Нужно быть артистичным, менять тембр голоса, скорость речи и не бояться дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно;
- Нужно хвалить маленького партнера по игре. Обращать внимание – если ребенок не говорит, или только начал осваивать речь, то собственная речь дефектолога или родителя не должна быть сложно построенной – используйте для общения отдельные слова или простые предложения.
- Нужно поддерживать постоянный интерес к занятию;
- Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми;
- Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас;
- Переносите игру в новое место, пространство.
Floortime реализуется в работе с:
- Детьми с аутизмом;
- Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность;
- Детьми с трудностями адаптации и социализации;
- Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность);
Floortime — это игровая терапия. Принцип коррекции состоит в присоединении педагога к ребенку, и на этой основе происходит налаживание взаимодействия, создание коммуникации между специалистом и малышом.
Но, отсутствие структурности, так необходимой для аутичного ребенка, отсутствие руководящего контроля взрослого и акцента на необходимых для дальнейшей учебы навыках — слишком затягивает процесс коррекции. А время — главный враг ребенка с аутизмом. Однако элементы, идеи этой игровой терапии используются нами в занятиях, как многие другие полезные методики, но в чистом виде не являющиеся панацеей.